Время новостей
     N°96, 04 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2001
«Мы стали трезво смотреть на Россию»
Canon, транснациональный концерн с японскими корнями, контролирует примерно половину российского рынка копировальной техники. По одним оценкам, чуть меньше 50%, по другим -- чуть больше. За Россию в концерне отвечает его финская компания Canon North-East OY. Глава московского представительства Canon North-East OY Петри АНТТИЛА рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Михаилу КУКУШКИНУ, что пока в России объемы продаваемых копиров заметно уступают общеевропейским. Но зато российские объемы растут год от года.

-- Какую долю своих доходов Canon получает из России?

-- В прошлом году общий оборот концерна Canon составил около 25 млрд долл. Европа дает примерно 30% от этого, т.е. примерно 8 млрд долл. Доля России в этих доходах незначительна. На нее приходится всего около 2% европейского оборота Canon, т.е. приблизительно 160 млн долл. Бизнес Canon в одной только Финляндии приносит намного больше. Впрочем, такой скромный объем продаж в России означает, что здесь у нас есть большие перспективы роста. Мы смотрим в будущее с оптимизмом.

-- В последнее время менеджеры многих российских представительств западных компаний отмечают, что их руководство в центральных штаб-квартирах постепенно теряет интерес к России. Не кажется ли вам, что надежды на рост российского рынка, которые вдохновляли западных бизнесменов десять или пять лет назад, к сегодняшнему дню развеялись?

-- 1998 и 1999 годы были трудными для всех иностранных компаний, работающих на российском рынке. В то же время в каком-то смысле кризис 1998 года был полезен, так как после него иностранные компании стали более трезво и реалистично смотреть на Россию. Но цифры свидетельствуют о восстановлении российского рынка. Например, в финских марках (а мы как финская компания считаем все в этой валюте) наш оборот в 2000 году превысил оборот 1998 года, который до того был самым большим. Правда, финская марка вместе с другими валютами зоны евро сильно упала по отношению к доллару, и это автоматически улучшило соответствующие показатели. В долларах наш оборот 2000 года достиг примерно 80% от уровня 1998 года.

-- Какие продукты Canon лучше всего продаются в России?

-- В прошлом году самой крупной товарной группой в структуре продаж стали персональные (т.е. относительно дешевые и маломощные, производительностью до восьми копий в минуту) копировальные аппараты. На них пришлось 30% наших доходов на российском рынке. В этом проявляется одна из характерных особенностей российского рынка. Здесь очень важное значение имеет цена товара, и люди больше склонны отдавать предпочтение дешевым моделям. Например, в Западной Европе доля персональных копиров в продажах составляет, я думаю, намного меньше 10%, зато почти половина продаж там приходится на цифровые копиры, которые в России дают не более 5--6% оборота. Правда, у наших конкурентов здесь доля продаж дорогих производительных копиров несколько выше. Исторически сложилось так, что на российском рынке Canon особенно силен в сегменте персональных копиров и в первом сегменте офисных копировальных устройств (производительностью до 19 копий в минуту). А конкурирующие с нами компании занимают прочные позиции в сегменте более скоростных машин.

-- Есть еще какие-то специфические особенности у российского рынка?

-- Главная отличительная черта местного рынка, на наш взгляд, это то, что 70% нашего оборота здесь дают крупные оптовые компании общим числом около десяти. А, скажем, в Финляндии (ситуация там показательна для всей Европы), наоборот, примерно 70% оборота дают так называемые прямые продажи техники конечным пользователям -- фирмам и государственным организациям. Мы знаем, что наши конкуренты в России имеют в структуре своего сбыта более заметную долю прямых продаж, чем мы. В стратегическом плане мы тоже ориентируемся на увеличение прямых продаж здесь. Поскольку российские оптовые компании базируются в Москве и Санкт-Петербурге, на эти два региона и приходится основной объем наших продаж. Наши оптовики в свою очередь распределяют технику по другим регионам, где количество их дилеров, как они сами утверждают, исчисляется сотнями. Само московское представительство Canon напрямую работает в регионах с так называемыми Full Service Dealers -- компаниями, продающими исключительно продукцию Canon. Таких партнеров у нас 56 в 40 городах России, а также в Казахстане, Туркмении и Азербайджане. Full Service Dealers дают до 20% российского оборота Canon.

Беседовал Михаил КУКУШКИН