Время новостей
     N°128, 22 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2004
Таможенный "недосмотр"
Иномарки и игровые автоматы проходили его тысячами
По распоряжению Генеральной прокуратуры на днях было начато расследование по фактам серьезных нарушений в деятельности Центральной акцизной таможни (ЦАТ). Пока уголовное дело возбуждено по статье «халатность» и касается взаимоотношений ЦАТ и Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). Однако в материалах Счетной палаты РФ и Главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу, которыми заинтересовались в Генпрокуратуре, говорится и о более серьезных прегрешениях в работе таможни.

Аудиторы Счетной палаты в начале этого года закончили проверку деятельности ЦАТ за 2002--2003 годы, а все материалы передали в Главное управление МВД РФ по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО). Там их внимательно изучили и заинтересовались тремя эпизодами. Первый касается ситуации с растаможкой игровых автоматов. Согласно законодательству если иностранные компании ввозят в Россию оборудование, которое потом будет использоваться для производства каких-либо товаров в нашей стране, то за него надо платить гораздо меньшие таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость, чем при доставке другой техники. Как выяснили милиционеры и аудиторы, на протяжении нескольких последних лет значительная часть игровых автоматов, проходивших через ЦАТ, была оформлена именно как производственное оборудование. При этом существует четкий перечень оборудования, которое подпадает под льготы, и игровые автоматы в него не входят. Всего, по данным СП и милиционеров, из-за подобного попустительства таможенников владельцы игорных заведений недоплатили в казну за полтора года около 185,2 млн рублей.

Второй эпизод, привлекший внимание милиционеров, касается проблемы ввоза импортных легковых автомобилей. В России предусмотрены существенные льготы для тех граждан, которые доставляют машину из-за границы для личного пользования. В результате этим положением законодательства умело пользуются различные дельцы. В ходе проверки оперативники и аудиторы выяснили, что некоторые предприимчивые граждане за несколько лет ввозили от 50 до 80 почти новых автомобилей, и все они числись в ЦАТ как автотранспортные средства, доставленные для личного пользования. При этом в инструкциях написано, что определять, ввезена ли машина для собственных нужд и как часто определенное лицо доставляет автомобили из-за границы, должны именно таможенники. «Если взять всех граждан, которые с 1998 по 2002 год привезли в Россию более пяти машин (все они оформлялись в ЦАТ как подпадающие под льготы), то получается довольно солидная цифра -- 24,2 тыс. автомобилей было доставлено явно не для личных нужд. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в день перемещения таких сомнительных машин через границу они перепродавались другим людям», -- отмечают оперативники.

Также внимание аудиторов и ГУ МВД по ЦФО привлекли странные взаимоотношения ЦАТ и АСМАП. Согласно международным договоренностям, к которым присоединилась и Россия, АСМАП поручается за всех автоперевозчиков, входящих в ее ряды. Такие машины имеют специальный знак TIR, а таможенники их практически не проверяют. При этом перемещение грузовиков тщательно отслеживается. Если фура въехала на территорию России, но так и не доставила товар до места назначения или не вывезла его в другое государство (когда речь идет о транзитном грузе), то она попадает под подозрение о контрабанде. По этому факту ГТК должен завести дело об административном нарушении, а после того, как оно пройдет через суд, АСМАП обязан заплатить за каждую подозрительную машину штраф в размере до 50 тыс. долл. Оперативники установили, что таких фур со знаком TIR, которые просто исчезали в нашей стране, довольно много. Однако ЦАТ либо вообще не заводила по ним административные дела, либо не передавала такие дела в суд, либо потом не выставляла претензии к АСМАП. По подсчетам аудиторов и милиционеров, из-за таких действий ЦАТ в бюджет государства за полтора года не поступило 6,1 млн долл. Это та сумма, на которую было необходимо выставить штрафные санкции к АСМАП. Причем срок требования по 2,1 млн долл. (а он меньше года) уже истек.

Все эти материалы ГУ МВД по ЦФО передало в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении руководства Центральной акцизной таможни. В ведомстве г-на Устинова пока заинтересовались только историей с АСМАП. В результате Московско-Смоленская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту халатности. По нашей информации, после этого из ЦАТ были уволены два сотрудника, отвечавших за работу с фурами со знаком TIR, и сейчас следователи не могут их найти. Что касается остальных нарушений, то по ним решение в прокуратуре еще не приняли.

Помощник руководителя ЦАТ Александра Жемчужникова сказал нам вчера, что его шеф не будет комментировать всю эту историю. От комментариев отказались и в Центральном таможенном управлении ГТК РФ, в которое входит ЦАТ.

Александр ШВАРЕВ