Время новостей
     N°127, 21 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2004
Нервный срыв
Москва не драматизирует новый демарш президента Грузии
Вчера грузинский президент Михаил Саакашвили сделал ряд резких заявлений, которые способны окончательно превратить конфликт вокруг Южной Осетии в противостояние между Грузией и Россией. Г-н Саакашвили впервые заговорил о готовности денонсировать соглашения по Южной Осетии.

Выступая в Батуми на первом заседании новоизбранного Верховного совета Аджарии, Михаил Саакашвили заявил: «Черта нашей дружбы и уступок (в отношениях с Москвой. -- Ред.) закачивается там, где начинаются основные интересы Грузии -- ее территориальная целостность и независимость». По словам президента, «в России есть как те, кто сегодня сидит в Цхинвали и занимается подрывной деятельностью, так и те, кто хочет, чтобы Россия была современной, развитой и цивилизованной страной. Вторая категория -- наши союзники». Грузинский президент подчеркнул, что именно «имперские круги» России препятствуют восстановлению территориальной целостности Грузии.

Недовольство г-на Саакашвили политикой Москвы вызвали данные грузинских спецслужб, якобы имеющих документальные подтверждения деятельности в Южной Осетии российской военной разведки. «У нас есть аудио- и видеосвидетельства, есть все документальные материалы того, что в Цхинвальском регионе работают сотрудники российской военной разведки. Более того, у нас есть свидетельства того, что именно сотрудники российской разведки организовали и провели операцию по задержанию около 40 грузинских полицейских (7 июля в селе Ванати. -- Ред.). Более того, именно российская военная разведка организовала показательное коленопреклонение грузинских полицейских на площади в Цхинвали», -- сказал президент Грузии. Это серьезное обвинение немедленно опроверг руководитель пресс-службы Минобороны России полковник Вячеслав Седов. По его словам, там нет «подразделений российской военной разведки, они не ведут там какие-либо действия».

Батумская речь президента Саакашвили была чрезвычайно эмоциональной. «Конечно же, война -- это бедствие, но государство, которое не может защищаться от внешней агрессии, обречено, -- говорил он. -- Поэтому все разговоры, что любой ценой мы должны избежать военного развития событий, являются пустыми, и мы никому не позволим членить Грузию». Президент сообщил, что Грузия не намерена снимать блокпосты и выводить подразделения МВД из Цхинвальского региона: «Как только мы оставим эти села, их сразу займут». «То, что все инциденты происходили на территории грузинских сел, означает, что не мы нападаем, нападают на нас», -- отметил он.

Весьма неожиданно выглядели аргументы, заставившие Михаила Саакашвили заговорить о денонсации соглашений по Южной Осетии. «Если на территории Цхинвальского региона нельзя поднимать грузинский флаг в рамках существующих соглашений, подписанных Шеварднадзе, то я готов выйти и денонсировать эти соглашения», -- сказал президент. «Я слышал, как недавно один русский миротворец в Цхинвали заявлял, что, оказывается, поднимать грузинский флаг в центре региона Картли -- это нелегальное действие... Я никогда не смирюсь с тем, чтобы в центре Грузии человек не смог поднять грузинский флаг».

Один из российских дипломатов, комментируя «ВН» данное заявление грузинского лидера, сказал лаконично: «Это нервный срыв». Тем не менее в Москве считают, что батумскому демаршу Саакашвили не следует придавать слишком серьезное значение и отвечать на него на уровне высшего российского руководства. Поэтому здесь ограничились пока лишь комментарием департамента информации и печати МИД России, в котором выражается «сожаление» в связи с высказываниями грузинской стороны, «поскольку именно эти соглашения (по Южной Осетии. -- Ред.) позволяют удерживать ситуацию вне рамок конфликта». В мидовском комментарии подчеркивается, что «если одна из сторон захочет выйти из соглашений, то это ее право, однако все должны отдавать себе отчет, что разрыв соглашений чреват риском возобновления конфликта».

Напомним, что Эдуард Шеварднадзе, тогда глава Госсовета Грузии, и экс-президент России Борис Ельцин 24 июня 1992 года в Дагомысе подписали соглашение по Южной Осетии. Благодаря их договоренности зону конфликта с 14 июля взяли под контроль Смешанные силы по поддержанию мира -- российский, грузинский и осетинский батальоны, общей численностью 1500 человек. Для постоянного процесса переговоров была создана Смешанная контрольная комиссия (СКК), которой подчинялись миротворцы.

Между тем многие политики в Тбилиси сегодня утверждают, что Грузии будет несложно отказаться от Дагомысских соглашений. Дело в том, что Шеварднадзе не был на момент их подписания легитимным главой Грузии: выборы состоялись только в октябре 1992 года. Впрочем, как утверждают источники «ВН» в российском МИДе, здесь тоже готовы к такому повороту событий и не склонны его драматизировать. Другое дело, говорят дипломаты, что для пересмотра соглашений требуется согласие не только России и Грузии, но и южноосетинской стороны.

Но это пока маловероятно. Об этом свидетельствуют заявления, сделанные вчера в Цхинвали. В интервью «ВН» министр иностранных дел непризнанной Республики Южная Осетия Мурад Джиоев сказал, что «власти Грузии нескоординированы». «Только накануне в Цхинвали госминистр Грузии Георгий Хаиндрава говорил о готовности отвести формирования, незаконно находящиеся в зоне конфликта. Сутки спустя Михаил Саакашвили все ставит с ног на голову», -- добавил он. Еще резче высказался президент непризнанной республики Эдуард Кокойты, который заявил журналистам, что «денонсация Дагомысских соглашений -- это возврат к войне». «Судя по всему, в Тбилиси побеждают силы, выступающие за решение проблемы Южной Осетии военным путем, -- заявил цхинвальский лидер. -- Мы за мир, но готовы адекватно ответить на любую агрессию».

25 июля, как утверждают грузинские дипломаты, в Тбилиси должно состояться очередное заседание CКК. Если оно не состоится, это станет плохим предзнаменованием. В конце концов, именно в рамках СКК может быть рассмотрено предложение Грузии о расширении зоны полномочий миротворцев на всю территорию Южной Осетии, включая участки, примыкающие к границе с Россией. Именно там, как утверждают грузинские власти, проходит основной поток контрабанды, в том числе оружия, на южноосетинскую территорию. На прошлой неделе в Москве в ходе последнего заседания СКК российская сторона обещала изучить это предложение.

О важности расширения мандата миротворцев и зоны их контроля напомнило вчера сообщение телекомпании «Рустави-2» о том, что со стороны Рокского тоннеля через грузино-российскую границу в сторону Цхинвали направляется колонна тяжелой боевой техники. В интервью «ВН» председатель комитета по печати и информации Южной Осетии Ирина Гаглоева назвала эти сведения «полным абсурдом». Но миротворцы сегодня вправе отвечать, что это их не касается, -- ведь этот участок вне зоны их контроля.

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Аркадий ДУБНОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией