Время новостей
     N°126, 20 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2004
Либо -- либо
Владимир Путин не хочет мириться с "размыванием" СНГ
Выступление Путина на заседании Совбеза по проблемам СНГ выглядит событием неординарным. Неделю назад, выступая в МИДе на встрече с российскими послами, президент назвал отношения со странами Содружества приоритетом внешней политики России. В контексте дипломатического собрания это прозвучало естественно. Но на вчерашнее обращение к теме СНГ следует взглянуть по-другому. Обсуждение на Совбезе, в присутствии всех главных персон политического бомонда России, вопроса «быть или не быть СНГ» означает, что эта проблема рассматривается и как внутриполитическая.

Владимир Путин впервые за время президентства откровенно заговорил о нарастающем кризисе внутри СНГ. До него это позволил себе в такой форме лишь Борис Ельцин в 1997 году на саммите Содружества в Кишиневе. Но то была другая эпоха, другие обстоятельства и, наконец, другой президент. Тогда первый президент России, вынужденный отбиваться от жесткой критики коллег, взял на себя всю ответственность за неурядицы на постсоветском пространстве и пообещал исправиться. Путина никто из лидеров СНГ не критикует. Его вчерашнее выступление -- это не вынужденная оборона, а скорее упреждающая атака. «Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства, -- говорит Владимир Путин и добавляет: -- Подобного разворота событий мы не должны допустить...»

Он считает, что «Россия должна предлагать и проводить в жизнь эффективные и привлекательные варианты решения общих для всех стран СНГ задач». «Россия действительно заинтересована в их стабильном развитии и экономическом прогрессе», -- добавляет президент.

Но вот что интересно. К словосочетанию «стабильное развитие», казалось бы, естественно добавить еще одно определение -- «демократическое». Его отсутствие можно истолковывать по-разному, но очевидно одно: в сегодняшних условиях Москва еще не готова предлагать своим партнерам по СНГ в качестве условий для консолидации требование соблюдения демократических процедур во внутренней политике. Владимир Путин выделил другие сферы сотрудничества с партнерами, обеспечивающие их «суверенитет и безопасность», -- «противодействие международному терроризму, трансграничной преступности, нелегальной миграции, контрабанде оружия и наркотиков». Президент говорил о важности сотрудничества в военно-технической области и между «спецслужбами на всем постсоветском пространстве»... Ну и конечно, он сказал об экономическом взаимодействии, подвергнув в этой связи резкой критике российские диппредставительства в странах СНГ. Их работа «плохо скоординирована и не подкреплена информацией и кадрами, такой подход нельзя назвать государственным», заявил президент.

Недвусмысленное указание получили российские ведомства также и по принятию «действенных защитных мер при нарушении прав соотечественников на пространстве СНГ». «Мы должны соответствующим образом реагировать, не должны проходить молча, но реакция должна быть в тех формах, которые дают результаты, а не реакция ради самой реакции», -- растолковывал Путин. Ни одной страны СНГ в своем выступлении он не называл поименно. Но если учесть, что из пространства СНГ выпали страны Балтии, то этот пассаж мог быть адресован прежде всего Ашхабаду. И не только в связи с нарушениями там прав наших соотечественников. Туркмения -- единственная страна, которая на протяжении многих лет отказывается от сотрудничества спецслужб СНГ, в первую очередь в противодействии наркотрафику.

Подводя итоги вчерашнего заседания Совбеза, его секретарь Игорь Иванов заявил, что задачи, поставленные президентом, -- «не формальная декларация», и при Совбезе будет создан координирующий совет по взаимодействию со странами СНГ, поскольку «это важнейшее направление, отвечающее национальным интересам России».

Аркадий ДУБНОВ