Время новостей
     N°95, 01 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2001
Налоговый кодекс без прибыли
Думские лоббисты отбили у кабинета охоту к реформам
Правительство, похоже, уже само не радо затеянной им бесконечной налоговой реформе. Во всяком случае, оно готово отказаться от принятия в этом году ключевой главы второй части Налогового кодекса -- по налогу на прибыль. Правда, заявивший об этом вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов выразился более осторожно, сказав, что правительство не будет настаивать на ее принятии в этом году в случае дальнейших разногласий с депутатами.

Заявление г-на Шаталова, сделанное еще до того, как к рассмотрению главы приступил бюджетный комитет, носит явно предупредительный характер. Противоположная -- думская -- сторона тут же отреагировала. Обычно неразговорчивый глава налогового подкомитета Владимир Дубов не без пафоса заметил, что депутаты пытаются "сделать либеральный закон для добросовестных налогоплательщиков", Минфин же исходит из того, что главная цель предпринимателей -- не платить налоги.

За агитационно-рекламными заявлениями обеих сторон стоят совершенно конкретные интересы, за которые они будут биться до конца. У правительства, по уверению источника газеты «Время новостей» в Минфине, есть около 20 крупных претензий к подготовленной налоговым подкомитетом редакции главы. Прежде всего чиновники недовольны расширительным толкованием инвестиционной льготы: добрые депутаты распространили право списывать до 50% расходов, направленных на финансирование производственных и жилищных капитальных вложений и на погашение использованных на эти цели кредитов банков на все отрасли (раньше это льгота касалась только сферы материального производства). Минфину не нравятся и основательно переписанные думцами статьи, посвященные порядку амортизации. Думцы в свою очередь, по уверению г-на Дубова, готовы сражаться за то, чтобы не дать правительству «через механизм каскадного налогообложения по дивидендам между юридическими лицами отменить всю инвестиционную льготу, прописанную в законопроекте".

Правительство столь же яростно собирается настаивать на отмене предложенной депутатами льготы по отчислениям в создаваемые банками резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, а также добиваться восстановления в законе определения рыночной цены по срочным сделкам. Правительственная сторона крайне обеспокоена и расширением льготы по страхованию работников. Раньше необлагаемая совокупная сумма взносов по договорам негосударственного пенсионного и медицинского страхования ограничивалась для предприятия суммой, не превышающей 1% выручки от реализации. Депутаты предлагают снять это ограничение.

Это лишь небольшая часть уже выявившихся разногласий. Несмотря на ускоренные темпы работы над налогом на прибыль -- а, возможно, благодаря им -- думские лоббисты всех видов и отраслей сумели, как мыши, выгрызть в тексте законопроекта большое количество маленьких и больших льгот и лазеек, с помощью которых можно будет уклоняться от уплаты налога. Не исключено, что в суете представители заинтересованных ведомств даже не замечают всех норок и дырок. Но то, что сохранение на следующий год старого закона о налоге на прибыль для кабинета -- меньшее из зол, представителям кабинета уже очевидно. По словам г-на Шаталова, новая редакция налога на прибыль должна была привести к снижению налоговой нагрузки на 111 млрд рублей. С теми поправками, которыми хотят украсить законопроект депутаты, бремя для налогоплательщиков уменьшится еще на 100 млрд рублей. Что, конечно, здорово для предприятий и предпринимателей, но катастрофично для бюджета. Представители Минфина честно признаются в кулуарных беседах: «С таким налогом мы бюджет не сформируем, и потому его принятие для нас бессмысленно». Кстати, если исходить из фискальных интересов, то для Минфина лучше оставить все как есть: налог на прибыль сейчас в отличие от прошлых лет собирается настолько хорошо, что дает в казну больше поступлений, чем НДС.

Возможностей настоять на своем видении налога на прибыль или хотя бы прийти к компромиссу по принципиальным вопросам в Думе у правительства немного. В лоббистском раже депутаты вряд ли внимут голосу правительства. Но кабинет легко может заблокировать закон в верхней палате: сенат, недовольный тем, что центр отнимает у регионов все больше доходов, уже призвал Думу до утверждения концепции межбюджетных отношений на ближайшую пятилетку не принимать новых глав Налогового кодекса. Г-н Шаталов же вчера категорически заявил, что никакого фонда для компенсации регионам доходов, выпадающих в связи с принятием нового налога на прибыль, создано не будет: бремя налоговой реформы центр и регионы должны нести вместе. Поскольку регионы уверены, что платить за налоговые новации приходится именно им, то без поддержки правительства глава по прибыли в сенате обречена.

Потому депутатам стоит задуматься над мягким ультиматумом г-на Шаталова: иначе их победа над правительством может обернуться полным поражением. Учитывая, что в принятии нового налога на прибыль большего всего заинтересованы многообразные думские лобби, им, похоже, пора бросать жребий, какую из вырванных у кабинета уступок нужно принести в жертву ради торжества общего дела. Ведь хороший лоббист -- успешный лоббист.

Светлана ЛОЛАЕВА