Время новостей
     N°126, 20 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2004
У каждого свой кризис
Банки считают потери и трофеи
Вчера крупнейшие российские банки -- Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ) и Альфа-банк -- подвели итоги июльского кризиса в банковском секторе. Собственно об итогах говорили президент ВТБ Андрей Костин и председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман -- они провели каждый по пресс-конференции (Сбербанк просто выпустил пресс-релиз). Оказалось, банки пережили мини-кризис (по выражению г-на Костина) очень по-разному. «Альфа» потеряла 240 млн долл. частных вкладов и отчаянно боролась с очередями в отделениях с помощью десятипроцентной комиссии за досрочное снятие депозита. Вчера г-н Фридман объявил об отмене комиссии и возвращении банка «к нормальному режиму работы». Государственный Сбербанк, напротив, в самый разгар кризиса пережил приток частных вкладчиков и привлек от них более 10 млрд руб. за неделю. А Внешторгбанк смог купить рухнувший Гута-банк -- как объявил вчера Андрей Костин, дешевле чем за 35 тыс. долларов.

Андрей Костин и Михаил Фридман разошлись в оценке произошедшего кризиса. Президент ВТБ считает, что кризис стал возможен из-за «неразвитости российской банковской системы». «Я не сторонник мелкого бизнеса в банковском секторе, -- отметил г-н Костин. -- И не считаю нормальной ситуацию, когда на рынке действует около 1300 банков». Глава совета «Альфы» нашел гораздо больше причин напряженности. «Была ситуация вокруг Содбизнесбанка, были не очень грамотные заявления чиновников», -- сказал он, имея в виду слова главы службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова о наличии помимо Содбизнесбанка еще десяти банков, к которым у него есть претензии. Одновременно, по словам Фридмана, «был кризис доверия к частному бизнесу -- все думали, кто будет следующий после ЮКОСа». «По моему мнению, у государства сейчас нет никакого желания браться за кого-либо», -- полагает он. Интересно, что одним из основных виновников кризиса «Альфа» считает СМИ, якобы распространявшие слухи о проблемах банка. Член совета директоров банка Александр Гафин ранее напоминал «Времени новостей», что «в Турции предусмотрена уголовная ответственность для журналистов, распускающих слухи о конкретных банках и кризисе», а г-н Фридман вчера заявил, что «Альфа» будет преследовать СМИ в суде и пытаться за счет них компенсировать убытки. В частности, он заявил, что претензии касаются газеты «Коммерсант»: «Некоторые публикации в «Коммерсанте» во многом спровоцировали кризис; частично, как нам кажется, это была работа с заинтересованностью». По словам председателя правления Альфа-банка Рушана Хвесюка, «претензии по отношению к лицам, которые распространяли про банк информацию, не соответствующую действительности, составят десятки миллионов долларов и будут включать прямые убытки, упущенную выгоду, репутационные риски и т.д.». При этом, по подсчетам «Альфы», только прямые убытки уже приближаются к 9 млн долл. -- банк работал в чрезвычайном режиме, вернул всех сотрудников из отпусков, завозил деньги самолетами и инкассаторскими машинами. «Акционерам пришлось вложить более 1 млрд долл., чтобы обеспечить бесперебойную работу банка», -- сообщил г-н Фридман.

Между тем «Альфа» приурочила свою пресс-конференцию к отмене комиссии, с помощью которой банк боролся с кризисом. Эта комиссия вызвала оживленные споры в банковском сообществе, причем спорили не только о моральном аспекте этой меры, но и ее законности. Михаил Фридман считает, что она «абсолютно законна»: «Это наше право -- вводить тарифы за досрочное расторжение договора. Если бы этого не было сделано, очереди были бы в несколько раз длиннее. А очереди провоцируют панику».

У ВТБ повод был более приятный. По словам Андрея Костина, «в пятницу вечером было подписано соглашение с акционерами Гута-банка о покупке 85,68% акций банка по цене 1 млн руб.». «На сегодня назначен новый председатель правления Гута-банка -- бывший вице-президент ВТБ Михаил Кузовлев, -- сообщил он. -- Мы надеемся на этой неделе восстановить работу банка».

Как известно, сделка с «Гутой» была частью программы властей по борьбе с кризисом -- она была призвана успокоить вкладчиков и крупных клиентов банков. И Андрея Костина в принципе не спрашивали, нужна ли ему кризисная кредитная организация. Однако условия сделки поразили воображение многих экспертов -- даже г-н Костин назвал цену Гута-банка «символической». То, что «Гута» продана настолько дешево, означает, что из банка уже выведены основные активы и ВТБ получил ее филиальную сеть и обязательства, делает вывод один из аналитиков. На самом деле ВТБ получает намного больше. По словам г-на Костина, банк может стать собственником промышленных активов группы «Гута», если реальное состояние Гута-банка будет хуже, чем это было установлено при его оценке. При этом предприятия «Гуты» в любом случае будут обслуживаться в группе ВТБ -- перейдут в сам банк или останутся в «Гуте». Что касается обязательств, то для расчета по ним Центробанк разместил в ВТБ депозиты на 700 млн долл. Андрей Костин признает, что эти деньги скорее всего лишь «частично пойдут на увеличение ликвидности Гута-банка», а оставшаяся часть будет использоваться «для текущих операций». Впрочем, этим бонусы ВТБ от кризиса не ограничились. Заодно госбанк увеличил кредитный портфель на 220 млн долл., выкупая кредиты у банков, которым не хватает ликвидности. По словам Костина, «это хорошие кредиты, и их объем может увеличиться до 600 млн долларов».

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ
//  читайте тему  //  Банковский кризис