Время новостей
     N°126, 20 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2004
Инвесторы боятся за «Сибнефть»
В 2003 году ставка налога на прибыль компании составила 7%
«Сибнефть» в прошлом году активно продолжала использовать схемы по оптимизации налогов. В результате эффективная ставка ее налога на прибыль оказалась, по мнению экспертов, «сумасшедше низкой» и составила всего 7% по сравнению с 12%, которые компания платила в 2002 году, и 24%, установленными в законодательстве. Такие данные содержатся в отчетности компании по US GAAP за 2003 год, опубликованной вчера. Собственно, год для «Сибнефти» был более чем удачный -- хорошая конъюнктура рынка и использование схем по минимизации налогов позволили холдингу увеличить прибыль на 96% по сравнению с показателем 2002 года. Она составила 2,278 млрд долл., при этом большая ее часть -- 1,2 млрд долл. -- была выплачена в виде промежуточных дивидендов акционерам холдинга, то есть Роману Абрамовичу и его партнерам, перед сделкой по объединению ЮКОСа с «Сибнефтью». Правда, в этом году минимизировать налоги через внутренние офшорные зоны, в том числе и Чукотку, «Сибнефть» уже не сможет -- с начала года офшоры были запрещены, и компания обещает платить в бюджет 20% прибыли. Но информация о том, что «Сибнефть» агрессивно минимизировала налоги в прошлом году, насторожила инвесторов -- они опасаются, что в дальнейшем компании будут предъявлены претензии. Акции холдинга в РТС вчера подешевели на 2,24%, до 2,62 долл. за штуку.

Выручка «Сибнефти» в 2003 году возросла на 41% -- до 6,717 млрд долл. с 4,777 млрд долл. в 2002 году. Компания также показала значительный рост дохода до выплат процентов по кредитам, уплаты налога на прибыль и отчислений на износ и амортизацию (EBITDA) -- этот показатель увеличился на 30% и составил 2,337 млрд долл. против 1,803 млрд долл. в 2002-м. В отчетность компании включена прибыль, полученная от контролируемых ею акций «Славнефти» и Московского НПЗ, а также доход от продажи компании ТНK-ВР доли в ОНАКО и «Оренбургнефти». Доходы от участия в «Славнефти» составили 468 млн долл., прибыль от продажи долей в ОНАКО и «Оренбургнефти» -- 385 млн долларов.

Кстати, именно за счет продажи доли в «дочках», как заявляют в холдинге, так существенно снизилась ставка налога на прибыль, поскольку по причинам, о которых в компании не говорят, эти операции налогом практически не облагались. «Но если вынести за скобки сделку по реализации доли в ОНАКО и «Оренбургнефти» и дивиденды, полученные от «Славнефти», поскольку налоги по ним платит сама компания, то эффективная ставка налога на прибыль у «Сибнефти» составит 12%», -- говорит пресс-секретарь холдинга Алексей Фирсов. По его прогнозам, в этом году «Сибнефть» заплатит государству порядка 20%.

По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, отчет компании в целом совпал с ожиданиями рынка. Правда, по его словам, «настораживать может снижение величины денежных средств компании с 620 до 104 млн долл.». Возможно, полагает эксперт, часть этой суммы была использована на сокращение задолженности «Сибнефти» с 2,24 до 1,59 млрд долл. По мнению аналитика ИК «Уралсиб» Льва Сныкова, холдинг поступил правильно, использовав хорошую конъюнктуру рынка для погашения долгов. Но, отмечает он, «ставка 7% -- сумасшедше низкая, хотя это и последний год, когда компания может использовать свои схемы». Г-на Мангилева тоже смущает налоговая политика компании. «На текущий момент активное использование схем по минимизации налогов может быть воспринято инвесторами скорее негативно, поскольку может привести к судебному преследованию холдинга», -- считает он.

Как известно, в марте Министерство по налогам и сборам сообщило, что за 2000 и 2001 годы сибирская компания недоплатила в бюджет 800 млн долл., а ее «дочка» «Ноябрьскнефтегаз» -- 420 млн долл. Но дальше слов дело пока не пошло. Хотя недавно генпрокурор Владимир Устинов заявил: «Если нам специалисты из МНС дадут информацию о других компаниях (кроме ЮКОСа. -- Ред.), которые совершали правонарушения, мы будем заниматься этим. Будут у нас эти факты -- будем расследовать. Если у кого-то есть мысли, что прокуратура может на кого-то смотреть так, на кого-то по-другому, то они ошибочны».

Денис РЕБРОВ