Время новостей
     N°126, 20 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2004
Нефть в багажниках
Сенаторы и эксперты рекомендуют допустить частников в стратегическую инфраструктуру государства
Сегодня стало уже расхожим мнение, что государство -- плохой собственник. Согласны с ним и члены правительства, в том числе глава Минэкономразвития Герман Греф, который высказывает подобные мысли чуть ли не в каждом выступлении. Благодаря приватизации количество предприятий с госкапиталом постоянно уменьшается. Однако в инфраструктурных отраслях государство по-прежнему доминирует и не желает менять давно устоявшееся положение вещей. В качестве главного аргумента приводится тезис о стратегическом значении инфраструктуры. При этом денег на ее развитие не хватает, а реализовать частные инфраструктурные проекты -- например, строить нефтепроводы -- государство запрещает. Как считают участники состоявшихся вчера в Совете Федерации парламентских слушаний, такая политика тормозит выполнение поставленной президентом задачи удвоения ВВП к 2010 году.

Это хорошо прослеживается на примере нефтяной отрасли. Начальник управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами ОАО «ЛУКОЙЛ» Андрей Гайдамак сообщил на слушаниях, что трубопроводная система государственной «Транснефти» сдерживает экспорт. Компании вынуждены использовать речной транспорт, железную дорогу, а это существенно дороже. Пока выхода нет. По словам г-на Гайдамака, «сегодня дефицит трубопроводной системы составляет 80--100 млн тонн». «Скоро будем в багажниках автомашин нефть возить», -- горько пошутил представитель ЛУКОЙЛа.

Правительство, без сомнения, волнует ситуация, при которой государство не в силах обеспечить нефтяников транспортными мощностями. Однако выйти за рамки устоявшихся схем государство опасается. Разве что недавно заговорили о партнерстве государственного и частного капитала при модернизации инфраструктуры. Но как реализовать это партнерство на практике, пока мало кто понимает.

Как выйти из положения без ущерба для национальной безопасности, подсказал Юрий Кузнецов из Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Он считает, что незачем сдерживать развитие инфраструктурных отраслей под предлогом их стратегического значения. Надо позволить работать над такими проектами частным инвесторам. Но при этом принять закон «О реквизиции», внести поправки в закон «О мобилизации», чтобы в случае войны или чрезвычайного положения государство имело право забрать на время эти мощности. «В результате страна будет иметь более работоспособную, более эффективную инфраструктуру». «В США вся система трубопроводов частная, нет ни одной государственной трубы», -- поддержала коллегу по слушаниям генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций Елена Корзун.

По словам члена комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрея Хазина, в принципе не существует никаких технических препятствий для конкуренции разных хозяйствующих субъектов в предоставлении инфраструктурных услуг. Более того, научно-технический прогресс постоянно создает вполне конкурентоспособные альтернативы. Причем даже в таких традиционно считающихся монопольными отраслях, как тепло- и электроэнергетика. Однако само государство, говорит г-н Хазин, путем разного рода регулирования и лицензирования ограничивает или запрещает создание конкурирующих инфраструктур даже тогда, когда это выгодно потребителям.

В результате участники слушаний рекомендовали реализовать в государственном регулировании инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.) принцип «свобода -- новому». Иными словами, должны быть сняты все ограничения на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов и сетей, альтернативных существующим. Это подразумевает и отмену всех видов регулирования, кроме технического. Соответствующие изменения, по мнению участников слушаний, должны быть внесены в законы «Об электроэнергетике», «О железнодорожном транспорте», «О естественных монополиях», в Гражданский кодекс.

Кроме того, признано необходимым отменить монополию на предоставление услуг проводной связи. Это касается главным образом «Ростелекома», который, по словам президента консалтинговой компании «Техинвестлаб» Анатолия Ливенчука, монополизировал 20% всей отрасли связи.

Михаил ВОРОБЬЕВ