Время новостей
     N°125, 19 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2004
Ловцы человеков
Доходы россиян с 2001 года будут внесены в базу
Налоговые проверки в скором времени могут стать для каждого гражданина неотвратимым мероприятием. Как стало известно из источника в Федеральной налоговой службе, к сентябрю налоговики намерены создать общероссийскую базу данных о доходах, полученных гражданами с 2001 года. Фискалы уверяют, что налоговые органы по-прежнему вправе контролировать соответствие расходов доходам.

Хотя процедура налогового контроля за крупными расходами отменена с января нынешнего года под шумное пиар-сопровождение и уверения в том, что «для честных граждан налоговые законы станут более либеральны», по сути, контроль никуда не исчез. Налоговики по-прежнему имеют право «собирать сведения» о доходах граждан и делать это никогда не прекращали. Только если сегодня эти сведения достаточно разрозненные, то вскоре, как только они будут обобщены, налоговики, а возможно, и иные контрольные органы смогут анализировать эту информацию на предмет выявления подозрительных манипуляций с доходами.

Так называемая «отмена» контроля за соответствием доходам крупных расходов состояла лишь в том, что из налогового кодекса (НК) вычеркнули три статьи, конкретизирующие механизм проведения контроля. Статьи 86.1, 86.2 и 86.3 давали налоговикам право контролировать расходы на приобретение недвижимости, машин, акций ОАО, ценных бумаг, сберегательных сертификатов, а также культурных ценностей и золота в слитках. Кодекс обязывал организации, регистрирующие сделки, имущество или права на него, в течение 15 дней представлять в налоговые органы информацию о лицах, совершивших покупки.

При существенном несоответствии сумм доходов и расходов фискалы могли задать вопрос о происхождении денег и дать 60 дней на заполнение спецдекларации о доходах. Если объяснения гражданина налоговиков не удовлетворяли, они имели право провести дополнительную проверку. Если неплательщику не удавалось каким-либо образом погасить конфликт или заплатить штраф, то по наихудшему сценарию налоговое несоответствие могло обернуться тюремным сроком.

На практике отмененные статьи ненамного сузили контрольные полномочия налоговиков. Дело в том, что на самом деле три вышеназванные статьи были отменены лишь из-за того, что они противоречили иным контрольным статьям кодекса. Статья 85.3 Налогового кодекса по-прежнему говорит о том, что сведения о приобретенных гражданами жилье и автомобилях органы учета и регистрации обязаны в течение десяти дней (а даже не 15, как по отмененным статьям) предоставлять в распоряжение фискалов. В налоговую службу, как и раньше, стекается информация от органов по регистрации физлиц по месту жительства и загсов. То есть о переезде гражданина в другой город, об изменении его семейного статуса и даже о его смерти налоговикам становится известно практически моментально.

Все полномочия для сбора данных о доходах граждан у налоговиков остались. Статья 31 кодекса разрешает им «определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках». Фискалы имеют право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, требовать от плательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. И наконец, вызывать в качестве свидетелей лиц, «которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля».

По мнению юристов, ничто не мешает фискалам выявлять, сколько было потрачено гражданами и сколько они заработали. «В действующей редакции Налогового кодекса (пп. 10 п. 1 ст. 31) по-прежнему предусмотрено, что налоговые органы обладают правом контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам, -- говорит сотрудник юридической фирмы "Вегас-Лекс" Владимир Бондаренко. -- А поскольку общее положение о контроле продолжает действовать, налоговики пытаются его реализовывать, систематизируя информацию из регистрирующих органов». Другое дело, что сейчас налоговый орган уже выявляет не разницу между доходами и расходами гражданина, а лишь объем доходов, с которых им не был вовремя уплачен налог. Налоговые органы не могут в законном порядке проводить «сравнение» доходов и расходов физических лиц, они могут лишь контролировать их «соответствие», говорит юрист.

«База по доходам», когда она появится, должна будет помочь инспекторам в проверочной работе, говорят в налоговой службе. Не исключено, что ею будут пользоваться и иные структуры: например, МВД и комитет по финансовому мониторингу. Если же по базе окажется, что гражданин имел доходы, налоги с которых казне так и не достались, дальнейшее развитие событий может варьироваться в зависимости от того, насколько его персона заинтересует правоохранительные органы. Кто-то отделается штрафом, заплатив налоговикам выявленную задолженность со штрафом, а кто-то будет привлечен и по статьям Уголовного кодекса. А это либо штраф от 200 до 1000 МРОТ, либо, для преступлений в особо крупном размере, лишение свободы на срок от года до трех лет.

Ирина СКЛЯРОВА