Время новостей
     N°125, 19 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2004
Комиссионка
При прочном доверии населения к лидеру государства, высоких ценах на энергоносители и продолжающемся бурном экономическом росте в стране на пустом месте случился практически полный паралич исполнительной власти. Как будто мы имеем дело с революцией, а не с застоем.

Теперь задача президента и его администрации как кураторов реформы гоусправления -- сделать так, чтобы государственная машина заработала, независимо от того, сколько времени и каким образом будет проистекать эта реформа.

Первые итоги административной реформы печальны: федеральное правительство при рекордных доходах казны не в состоянии вовремя платить себе повышенную президентом зарплату (никак не удается юридически оформить изменения в структуре кабинета); практически парализован процесс регистрации предприятий (некому подписывать бумажки); никто не принимает текущих решений (ведомства не разобрались в своих полномочиях).

В таких условиях президент в конце минувшей недели подписал указ "О мерах по совершенствованию государственного управления". С точки зрения обывателя этот документ прописывает совершенно далекую от реальной жизни бюрократическую комбинацию. Итак, следите за руками: три комиссии сливаются в одну. Называться она будет комиссией по вопросам совершенствования госуправления. Три упраздненные комиссии станут межведомственными рабочими группами внутри новой комиссии. Группу по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием госслужбы, возглавит помощник президента Виктор Иванов. Группой по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления будет руководить другой путинский помощник, Игорь Шувалов. Наконец, руководитель аппарата правительства и автор административной реформы Дмитрий Козак станет во главе группы по вопросам системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Начальником всей комиссии "о трех головах" назначен глава администрации президента Дмитрий Медведев.

В российских условиях любая реформа бюрократии вырождается в бесконечную "комиссионку": создается одна комиссия, потом другая, которая контролирует первую, и в итоге процесс запутывается до такой степени, что власть предпочитает вообще забыть про административную реформу -- благо население все равно не понимает смысла этих слов. Но в нынешней России на фоне административной неразберихи происходят вещи, которые население очень даже понимает. И едва ли способно одобрить. Например, выяснилось, что правительство "забыло" сопоставить налоговую реформу с пенсионной -- как результат, все граждане старше 36 лет выбыли из процесса формирования личных накопительных пенсий. Потом буквально из воздуха материализовалась идея замены льгот денежными компенсациями. Сама по себе, может быть, и разумная, но вовсе не приоритетная для сегодняшнего состояния и ближайших перспектив российской экономики. Народ, несмотря на все вялые объяснения чиновников, воспринимает эту идею как отмену пусть небольшой, но "халявы". Наконец, административный хаос не в последнюю очередь стал причиной банковского кризиса при рекордной капитализации российской банковской системы. Что такое невозможность получить свои деньги в банках, наш народ за последние 12 лет успел выучить очень хорошо.

Так порождаются проблемы не только внутри государственной машины -- это еще полбеды, -- но и в самом государстве. Рядовому человеку по большому счету безразлично, сократят ли пять тысяч госчиновников или пятнадцать, будет ли у страны 15 министерств или 30. Ему главное знать, с кем именно из представителей власти соприкасаться, когда заставляет жизнь. Кто будет принимать решение, касающееся его лично. Насколько законным и "безвзяточным" это решение окажется.

Власть -- функция. Чиновник -- менеджер. Сейчас в России есть только комиссии, которые должны продумать эффективную модель власти. А вот самой власти как работающей государственной машины нет.

Семен Новопрудский
//  читайте тему  //  Административная реформа