Время новостей
     N°124, 16 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2004
"Вилка" после рюмки
Сенат одобрил суровые кары для нетрезвых водителей
До ужесточения наказания для нетрезвых водителей остался всего один бюрократический этап -- поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающие увеличение до двух лет срока лишения водительских прав, должен завизировать президент. За поправки, которые Госдума приняла меньше месяца назад, вчера проголосовало 125 сенаторов.

В качестве главного аргумента на заседании Совфеда приводилась печальная статистика ДТП: почти каждый четвертый из 4039 человек, погибших в автоавариях с января по май 2004 года, стал жертвой пьяных водителей. Аргументация противников обновления КоАПа, считающих, что репрессивные меры не улучшат ситуацию на дорогах, но могут привести к увеличению поборов с автолюбителей, верхней палатой не рассматривалась. Что, впрочем, неудивительно -- в Совете Федерации сейчас заседает бывший глава госавтоинспекции Владимир Федоров, один из идеологов борьбы с новым, более либеральным для водителей административным кодексом.

Главное новшество -- отказ от штрафов для водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии. Фактически в кодексе останется лишь один способ наказания -- лишение прав, причем на немалый срок, от полутора до двух лет. Такое же наказание грозит и тем, кто посадит за руль своей машины нетрезвого приятеля или супругу. До сих пор судьи не могли превратить водителя в пешехода больше чем на год. Как заметил бывший заместитель министра внутренних дел, первый заместитель председателя конституционного комитета сената Валерий Федоров, отныне «закон будет жестоко наказывать тех, кто дружит с Бахусом». Впрочем, поправки нацелены не только на недисциплинированных водителей. Инициаторы закона подчеркивают, что, лишив судей и руководителей территориальных органов автоинспекции права назначать штраф за вождение в пьяном виде, они тем самым сужают поле для коррупции.

Защитники прав автомобилистов, напротив, убеждены, что нововведения приведут лишь к увеличению размеров взяток. Просто брать их будут уже только на дороге -- «договориться» о снижении наказания в МРЭО действительно не удастся. А вот постовой инспектор, поняв, что оказался последней инстанцией, может повысить «тариф». Что чревато не только для правонарушителей, но и для законопослушных, но юридически не подкованных автолюбителей, -- несовершенство утвержденной не так давно Минздравом методики освидетельствования водителей на алкоголь, где последнее слово остается не за приборами, а за врачами, позволяет вынести «пьяное» заключение практически каждому.

«Если сейчас уговорить инспектора «не заметить» опьянение стоит в Москве 100 долл., то после вступления поправок в законную силу желающим откупиться придется платить уже 500», -- говорит известный адвокат Леонид Ольшанский. Кроме того, по мнению г-на Ольшанского, поправки в КоАП нарушают права водителей, поскольку исключают из перечня наказаний альтернативу лишению водительского удостоверения. «Допустим, оказывается, что водитель Иванов действительно выпил перед тем, как сесть за руль. Сейчас адвокат может привести в суде такие аргументы: Иванов, например, незаменимый специалист или единственный кормилец семьи, -- объясняет он. -- И судья оставит Иванову водительское удостоверение, назначив штраф. А при невозможности оштрафовать водителя суд не сможет учесть ни смягчающие, ни отягчающие обстоятельства». Да и сама «вилка» -- от полутора до двух лет -- очень узка, считает адвокат. Она уравняет в «неправах» всех без исключения водителей: и злостных пьяниц, и тех, у кого в организме оказалось лишь незначительное количество алкоголя.

Впрочем, пока у водителей осталась лазейка -- борцы с алкоголизмом на дорогах, видимо, писали закон в такой спешке, что забыли «приравнять» к пьяницам тех, кто отказывается от освидетельствования. Наказание за этот грех осталось прежним: лишение водительского удостоверения на год либо штраф от 10 до 20 МРОТ. Поэтому не исключено, что отказаться от визита к наркологу будет дешевле.

Но сенаторы эту юридическую оплошность уже заметили и обещают ее не только устранить, но и еще больше ужесточить наказание для нетрезвых водителей. «Данный закон по сравнению с мировой практикой, конечно, мягок, и поэтому необходимо ужесточать его нормы», -- заявил вчера бывший главный автоинспектор Владимир Федоров. Такая решительность силовиков, откомандированных в законодательные органы, настораживает правозащитников. Леонид Ольшанский полагает, что поправки в КоАП могут стать лишь первым шагом к кардинальной коррекции кодекса. «Сторонники «силовых методов» просто пытаются взять реванш за поражение 2000 года, когда был принят достаточно гуманный по отношению к водителям административный кодекс, -- считает он. -- Они уже говорят, что по Москве не проехать, добиваясь возвращения эвакуаторов. Потом скажут, что количество ДТП растет из-за плохого технического состояния машин, и под этим предлогом вернут на дороги и посты инструментальный контроль».

Ирина БЕЛАШЕВА