Время новостей
     N°94, 31 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2001
Четверо вместо одного
За Бен Ладена ответили его сообщники
В Нью-Йорке закончился громкий процесс, на котором перед американской Фемидой впервые предстали четверо соратников «террориста номер один» Усамы Бен Ладена. Многомесячные слушания завершились обвинительным вердиктом: просовещавшись 12 дней, присяжные единодушно заключили, что подсудимые имели непосредственное отношение к взрывам американских посольств в Кении и Танзании летом 1998 года, в результате которых погибли 224 человека, а более 4,5 тысяч получили ранения.

24-летний саудовец Рашид Дауд Овхали и 27-летний танзаниец Хальфан Хамис Мохамед признаны виновными в убийстве и могут быть приговорены к смертной казни. Двое других -- 36-летний Мохаммед Садик Одех и родившийся в Ливане гражданин США 40-летний Вади Эль-Хаж -- могут отделаться пожизненным заключением. Дело пятого обвиняемого, Мамдуха Махмуда Салима, в начале ноября выделили в особое производство после того, как он воткнул надзирателю в глаз заточку.

Четверо чернобородых подсудимых, как на подбор, тщедушные (намного меньше своих адвокатов), трое в очках, и трудно представить, что эти недомерки погубили столько народу. Зал кишел судебными приставами с наушниками и коробочками микрофонов на груди. Несколько месяцев назад Эль-Хадж бросился на седобородого судью Леонарда Сэнда, и преступника скрутили в каких-то сантиметрах от него. С тех пор подсудимого водили в ножных оковах, а в суд стали приходить его 14-летний сын, всю дорогу игравший в компьютерные игры с помощью портативного устройства «Геймбой», и американская жена по имени Эйприл, перешедшая в веру Пророка и являвшая чуть ли не в парандже.

Ложа присяжных напоминала вагон нью-йоркского метро в середине дня: я насчитал всего два белых лица, остальные были чернее тучи. Сначала предполагалось, что суд растянется месяцев на девять, и я от души пожалел этих несчастных, ибо нет ничего нуднее, чем американское судоговорение, которое интересно только в кино. Судья заставил прокуратуру форсировать события и не вызывать часть свидетелей, а также сократить обвинительное заключение до жалких 302 пунктов, поэтому все случилось быстрее. Присяжным все равно пришлось попотеть, так как обвинение каждый день предъявляло им несколько ящиков документов, которые террористы как будто специально копили на случай суда. Они прилежно вели учет купленного молока и артиллерийских систем, не выбрасывали письма от жен и не стирали компьютерные файлы.

Оба главных свидетеля обвинения -- 38-летний Джамаль Ахмед Фадл, в прошлом продавец бакалейной лавки в Судане, и бывший студент ресторанного факультета в Марокко 37-летний Хусейн Хершту порвали с Бен Ладеном из-за денег и теперь давали исчерпывающие показания и о самом саудовском изгнаннике, и о возглавляемой им террористической организации «Каэда».

Фадл показал, что члены египетской организации «Исламский джихад» получали от «Каэды» по полторы тысячи долларов в месяц, а выходцы из других стран -- всего по 300. Отчасти из ревности к египтянам Фадл похитил у террористической организации, которая поручила ему вести свои коммерческие дела в Судане, 110 тыс. долларов. Когда Бен Ладен призвал его к ответу, у него оставалось всего 30 тысяч. Фадл умолял вождя простить долг, но жестоковыйный саудовец требовал всю сумму. Обиженный должник явился в одно из посольств США и на протяжении последних пяти лет находится на попечении американской программы по защите свидетелей. По его словам, террористы, ставившие целью изгнать американцев со священной саудовской земли, пытались обзавестись средствами массового поражения. Однажды суданский офицер предложил продать «Каэде» уран за 1,5 млн долл. и показал полуметровый цилиндр, в котором якобы находился товар, а также справку о том, что расщепляющийся материал имеет южноафриканское происхождение. Фадл получил премию в 10 тыс. долл. за организацию сделки, но не знает, была ли она доведена до конца. Фадл признал себя виновным в терроризме и может получить до 15 лет, хотя скорее всего ему дадут гораздо меньше за сотрудничество со следствием.

Другой свидетель -- Хершту -- одно время изучал электронику на курсах «Каэды» в Пакистане, затем занимался для нее коммерцией в Судане, а потом был переброшен в Кению, где его определили в летную школу с тем, чтобы он стал личным пилотом Бен Ладена. В 1995 году неуловимый саудовец, за которого госдепартамент сулит 5 млн долл., объявил, что летная школа кончается, поскольку у «Каэды» кончились деньги. А когда глава военного комитета «Каэды» Мохаммед Атеф отказался выделить 500 долл. на оплату кесарева сечения жене Хершту, он переметнулся к американцам. В сентябре прошлого года его доставили в США, где он в закрытом судебном заседании признался в терроризме и теперь также живет под охраной.

Прокурор заявил присяжным: подсудимый Овхали сознался, что обучался в лагерях «Каэды» делать бомбы, угонять самолеты, похищать людей, собирать разведданные и вести наружное наблюдение. Он находился в белом грузовике «Тойота», который вез взрывчатку к посольству США в Найроби. У посольства он выскочил из машины и бросил в охранника светошумовую гранату. Сидевший за рулем камикадзе одновременно взорвал бомбу. Овхали был ранен и доставлен в больницу, где спрятал бывшие при нем патроны и ключи от грузовика со взрывчаткой. Его подельник Мохамед готовил заряд, которым было взорвано американское посольство в Танзании, и тоже ехал на грузовике с адской машиной, но в последний момент соскочил и сфотографировал результат теракта.

Прокурор подробно изложил присяжным события того рокового дня. Например, за час с небольшим до взрыва в Дар-эс-Саламе водитель-самоубийца позвонил по сотовому телефону родным в Египет и попрощался с ними. За несколько часов до взрывов сообщник Бен Ладена в Баку послал факс в лондонское информагентство, в котором взял на себя ответственность. За минуту до взрывов кто-то позвонил по тому же бакинскому номеру из Афганистана со спутникового телефона, которым обычно пользуются Бен Ладен и другие главари «Каэды». С того же телефона неоднократно звонили в отделение «Каэды» в Йемене, куда также часто звонили из домов в Найроби и Дар-эс-Саламе, где изготовлялись бомбы. По словам прокурора, эти звонки косвенным образом доказывают связь между Бен Ладеном и мастерскими бомбистов.

Обвинение утверждало, что подсудимый Одех обучался подрывному делу в Афганистане, а потом перебрался в Кению, где открыл на деньги «Каэды» рыболовный бизнес. Он покинул Найроби в ночь перед взрывом и был арестован в Пакистане. ФБР обнаружило на его одежде следы тола. У Одеха также были найдены наброски американского посольства в Найроби.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк