Время новостей
     N°123, 15 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.07.2004
Реформы без опасности
Силовики будут равняться на ФСБ
Президент Путин, наконец, приступил к реформе «силового блока», варианты и масштабы которой обсуждались на всех уровнях власти и в самих ведомствах по крайней мере последние полгода. Как вчера объявила его пресс-служба, глава государства подписал два указа - один посвященный МЧС, другой - ФСБ. Кроме того, по информации «Времени новостей», на подходе уже в целом согласованные и выверенные проекты указов об изменениях в образованной лишь год назад Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСН), МВД и Минобороны. Судя по уже подписанным указам и информации о подготовленных проектах, реформа «силовиков» обойдется без революции в виде кардинального «перекраивания», разделения или объединения разных ведомств. И их количество, и их «наполнение» в целом остается прежним.

Изменения же касаются в основном внутренней структуры министерств и федеральных служб - они, за исключением Минобороны, теперь будут строиться по образу и подобию ФСБ, в котором та существовала последнее десятилетие. Основной структурной единицей всех «силовых» ведомств решено сделать департаменты - вместо прежних главных и «простых» управлений. Между тем, сама ФСБ в ближайшее время, скорее всего, получит статус министерства, хотя название ее - «Федеральная служба безопасности», возможно, останется прежним. При этом в ФСБ основными структурными подразделениями будут уже не департаменты, а службы. Также службы предполагается создать и в Минобороны, которым будут подчинены главные и центральные управления.

Таким образом, судя по всему, высшее руководство страны после долгих раздумий и обсуждений решило (по крайней мере в обозримом будущем) больше не экспериментировать и остановиться на самом мягком варианте «силовой реформы» - приведении данных ведомств в некоторое соответствие с принципами провозглашенной в марте перестройки всей системы исполнительной власти страны.

Как следует из указа «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», ведомство г-на Шойгу смогло отстоять все свои интересы. В его структуре остаются все прежние подразделения - войска гражданской обороны, государственная противопожарная служба, госинспекция по маломерным судам, региональные поисково-спасательные формирования, образовательные учреждения и т.д. Хотя еще весной ходили упорные слухи, что МЧС если вообще не расформируют, то могут лишить пожарных (в пользу МВД) и войск гражданской обороны (в пользу Минобороны). Максимальная численность центрального аппарата МЧС, по указу, несколько уменьшена - с прежних 1040 человек до 825. Однако, как отметили наши источники в министерстве, на самом деле речь здесь идет о «срезании» ставок, которые и так были не заняты из-за нехватки профессиональных кадров. Практически на прежнем уровне оставлена численность и региональных подразделений МЧС - 26 900 сотрудников. В указе говорится, что главе МЧС разрешено иметь трех заместителей, а также главного военного эксперта и главного госинспектора РФ по пожарному надзору, которые тоже будут пользоваться правами замминистров. Основными структурными подразделениями МЧС станут департаменты, которых должно быть не более 11.

Что касается Федеральной службы безопасности, то в рамках административной реформы она значительно повысила свой статус. Название ее хоть остается прежним, но ведомство фактически получило «министерскиую» структуру и полномочия. Согласно указу «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ», в ней будут образованы новые самостоятельные подразделения - Службы, а департаменты в нынешнем виде упраздняются. Новые департаменты и управления будут сформированы уже в структуре Служб. Вместо прежних 12 заместителей у директора ФСБ теперь будет их всего четверо. Зато сам директор и замы отныне «по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания» приравниваются, соответственно, к министру и замминистрам. Насколько в связи с такими изменениями может увеличиться штатная численность ФСБ, в указе ничего не говориться. Однако, учитывая явно «повышение» положения ФСБ в иерархии федеральных ведомств, это представляется вполне вероятным. И, скорее всего, это будет сделано уже в ближайшее время. В указе, помимо прочего, директору ФСБ предписывается в трехмесячный срок представить предложения о приведении прочих действующих нормативных актов по ФСБ в соответствие с этим документом. Очевидно, именно тогда эти вопросы и будут решены. Пока осталось не ясным, какие же именно и сколько Служб будет создано в структуре ФСБ. Но, скорее всего, их образуют не меньше трех. Две - это нынешние Федеральная погранслужба и ФАПСИ, которые год назад перестали быть самостоятельными и были переданы в ведение ФСБ. Еще как минимум одна объединит основные «традиционные» подразделения госбезопасности - контрразведку, военную контрразведку, службы по борьбе с терроризмом и экономической безопасности.

"Спокойный" характер выпущенных указов, кроме прочего, кладет конец разговорам, во-первых, о дроблении МВД на ряд самостоятельных служб и ведомств. И, во-вторых, - о возможности образования на базе ФСБ "монстра госбезопасности", который включал бы в себя не только контрразведку, но и внешнюю разведку, а также Федеральную службу охраны (ФСО).

"КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства"

Корреспондент газеты «Время новостей» Наталья РОЖКОВА попросила прокомментировать указы президента по реорганизации спецслужб российских политиков и экспертов.

Николай ХАРИТОНОВ, депутат фракции КПРФ, полковник ФСБ:

-- Это попытка повысить эффективность работы спецслужб. Их низкая эффективность прекрасно видна на примере Чечни: столько лет никак не могут вычислить и найти руководителей, организаторов терактов. Но только у ФСБ и так достаточно возможностей и прав. Я уж не знаю, какие еще можно полномочия дать директору ФСБ, он и в Совбезе, и в Госсовете, и всегда в первой тройке рядом с президентом. Министерский статус ничего не меняет.

Эта реорганизация ничего не даст. Прежде всего в стране нужна нормальная обстановка с экономикой. Капитал за границу убегает, экономические преобразования породили колоссальный вал преступности, общество коррумпировано сверху донизу. Тут надо начинать с экономики, разобраться с итогами приватизации. Одними административными мерами и силовыми преобразованиями ничего не добиться. Административные меры ничего не дают, только вон Ходорковского с Березовским гоняют туда-сюда.

Геннадий ГУДКОВ, председатель Народной партии, член фракции «Единая Россия», подполковник ФСБ в запасе:

-- Когда я работал в КГБ в 80-е годы, его постоянно реформировали. То объединяли контрразведку с экономической безопасностью, то разъединяли, то объединяли одно подразделение с другим, то разъединяли. А в 90-х годах не реформировать спецслужбы было даже неприлично. Спецслужбы -- это самые реформируемые структуры. Причем реформирование зависит подчас от вкуса начальника или осознания им тех или иных задач. Дореформировались до того, что они у нас стали пропускать теракты на Красной площади и около здания Госдумы.

Сегодняшняя реформа носит просто структурный характер. Поэтому мне даже странно, что столько внимания уделено этому заурядному, рядовому указу. Ну дали им функции министерства. В советское время КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства. Какая разница, как эти структуры называются? Это обычная, плановая реорганизация, она не затрагивает устоев, не потрясает основ. Видимо, на нее обращают внимание из-за страха перед чрезмерным усилением силовиков. Я думаю, у страха глаза велики, никаких репрессий, конечно, не будет.

Этот указ больше всего будет волновать тех 12 заместителей руководителя ФСБ, которым придется сократиться до четырех. Для них, конечно, все это будет очень болезненно.

Я очень надеюсь, что на этом реформирование не закончится. Сегодня нужна коренная, глубинная реформа не только спецслужб, но и всего силового блока, в том числе, может быть, ценой сокращения определенного количества сотрудников. Я лично жду реформы кадров, повышения качества работы и профессионализма, реформы заработной платы, сохранения среднего звена. Или даже укрупнения ФСБ, включения в нее новых подразделений.

Ирина ХАКАМАДА, лидер партии «Свободная Россия»:

-- Реорганизация ФСБ может быть связана только с двумя вещами. Первое: в рамках административной реформы сделать структуру более управляемой и компактной. Второе: реорганизацию часто используют, чтобы переназначить ключевых людей. В целом же это рядовое событие. И вообще, ФСБ всегда было самым мощным ведомством, особенно при Путине. То, что теперь им формально еще и придается статус министерства, ничего не меняет. Разве что зарплаты. Что же касается эффективности их работы, то ее оценить крайне трудно: ведь это очень закрытое ведомство.

Игорь БУНИН, директор Центра политтехнологий:

-- Реформа связана с тем, что в иерархии министерства--надзоры--службы--агентства ФСБ просто подняли до министерства. Его не стали называть министерством, потому что МГБ -- такое название уже было при Сталине и Абакумове, и не всем хочется с ним ассоциироваться, поэтому оставили старое название с приданием более высокого статуса. Раньше что комитет, что министерство -- не все чувствовали разницу, а теперь подчеркивается, что министерство -- это головная организация, а службы и агентства ему подчинены. Технически это приведение в соответствие с реальностью истинного статуса ФСБ в связи с административной реформой. Но это имеет также и политический смысл. В прошлую реорганизацию в ведение ФСБ передали пограничную службу, и вообще, ФСБ постепенно усиливает свои полномочия. Видимо, президент все больше опирается на ФСБ как на структуру в противоположность другим силовым ведомствам, считая ее своей личной, персональной опорой. Сейчас МВД будет подвергаться серьезнейшей реорганизации, и в этих условиях ФСБ для президента -- некий гарант безопасности. А что до повышения эффективности, то выше она или ниже -- это слишком тяжело измерить.

Виктор ПАУКОВ
//  читайте тему  //  Реформа силовых ведомств