Время новостей
     N°122, 14 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2004
Франция оставила Машу себе
Мать-россиянку окончательно лишили родительских прав
Наталья Захарова, в прошлом малоизвестная русская актриса, а теперь гражданка Франции, прославившаяся многолетней тяжбой за свою дочь со своим мужем, похоже, окончательно проиграла в борьбе с правосудием. Решением апелляционного суда Версаля она все-таки лишена материнских прав. Хотя не исключено, что в бурной семейной истории, которая длится уже несколько лет и в которую оказались замешаны не только адвокаты, полицейские, журналисты, правозащитники, но даже депутаты и президенты, точка еще не поставлена. Адвокаты Захаровой считают вердикт Версальского суда «беспрецедентным для французской практики», «ошибочным» и намерены подать кассационную жалобу в Высший суд Франции. Кроме того, в Европейском суде по правам человека в Страсбурге уже находится иск Натальи Захаровой против Франции. Сама же г-жа Захарова увидела в оглашении судебного решения еще одно нарушение своих прав: «Решение о лишении меня родительских прав было принято судом тайно 9 июля в отсутствие адвокатов. Я узнала о нем только в понедельник», -- заявила она.

Напомним, что Наталья Захарова уже шесть лет добивается воссоединения с дочерью Машей. В 1998 году девочка была помещена в приемную семью, потому что родители обвиняли друг друга в насилии над ребенком. Захарова и ее муж Патрик Уари развелись через год после рождения дочери. Первоначально по решению суда девочка осталась с матерью, но отец имел право брать ее к себе на выходные. Однако, как уверяет Захарова, Уари стал забирать дочь силой, с помощью полиции, а от него трехлетняя Маша возвращалась с синяками. По заявлению матери против Уари было возбуждено уголовное дело, которое затем было прекращено в связи с «неустановлением лица, избивавшего ребенка». Конфликт по поводу свиданий с отцом рассматривался в суде, и в результате Маша вовсе осталась без родителей. Девочку поместили сначала в приют, а потом в приемную семью.

Дальнейшие многочисленные судебные решения, несмотря на частую смену судей, неизменно оказывались не в пользу Захаровой. И это дало ей основания обвинять французское правосудие в «дискриминационной позиции в отношении матери-россиянки», против чего она многократно протестовала в различных инстанциях. «Ведущие дело судьи, -- указывалось в одной из жалоб, -- намеренно бездействуют и откровенно затягивают процесс, не отвечают на ее законные запросы и попустительствуют предвзятому отношению к ней со стороны социальных служб». За это время Захарова не только писала жалобы. Она объявляла голодовку и даже задерживалась полицией по обвинению в попытке поджога квартиры своего бывшего мужа.

Вопрос о Маше Захаровой, самой главной жертве конфликта, которая большую часть из своих девяти лет разлучена с матерью и больше не говорит по-русски, поднимался на варшавском совещании ОБСЕ по правам ребенка в октябре 2000 года. Его обсуждали Владимир Путин и Жак Ширак во время визита президента России во Францию в октябре 2000 года. О Маше Захаровой российский президент вспоминал и двумя годами позже, предложив решать гуманитарные вопросы, подобные так называемому «делу Натальи Захаровой» во Франции, «не только на основе закона, но и на основе здравого смысла». Французский же президент даже написал Захаровой сочувственное письмо, но повлиять на правосудие не обещал.

Ирина БЕЛАШЕВА