Время новостей
     N°122, 14 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2004
Дилемма «Интерроса»
Холдинг Владимира Потанина не может выбрать, кому продать «Силовые машины»
Конфликт между подконтрольными «Интерросу» «Силовыми машинами» и ОМЗ, разгоревшийся в начале месяца из-за нарушения договоренностей о слиянии, принял новый оборот. Судьба самой крупной сделки в отечественном машиностроении, в результате которой должна была появиться объединенная компания с годовым оборотом 1 млрд долл., по-прежнему неясна. Однако прояснились причины пробуксовки слияния. Судя по всему, основной владелец «Силовых машин» Владимир Потанин не может выбрать, кому выгоднее продать свой бизнес в секторе энергетического оборудования -- ОМЗ или немецкому концерну Siemens, владеющему почти 5% «Силовых машин». Эксперты и участники рынка склоняются к тому, что для «Интерроса» предложение немецкого концерна выглядит более заманчивым, ведь холдинг г-на Потанина сможет зафиксировать прибыль сразу, не дожидаясь завершения слияния, как в случае с ОМЗ. А менеджеры «Силовых машин» опасаются худшего варианта: сделка не состоится ни с ОМЗ, ни с Siemens.

Слияние ОМЗ и «Силовых машин» было анонсировано еще в декабре прошлого года. По договоренности ОМЗ, поглотив «Силовые машины», должны распределить свои бумаги по 50% между владельцами обеих компаний. Предполагалось юридически закрыть сделку уже этой осенью. Но 30 июня из-за отсутствия кворума не состоялось годовое собрание акционеров ОМЗ, где в совет директоров должны были избираться представители «Силовых машин». В ОМЗ объяснили перенос собрания на 24 августа тем, что назначенный министром экономики Грузии главный акционер компании Каха Бендукидзе не успел внести изменения в списки кандидатур в совет директоров. Но в «Интерросе» обвинили и продолжают обвинять партнеров в срыве обязательств подписанного ранее меморандума.

Вчера гендиректор «Силовых машин» Евгений Яковлев сообщил, что перспективы слияния с ОМЗ неясны до сих пор. «Если ОМЗ будет выполнять свои обязательства, -- заявил он, -- то вполне возможно, что слияние состоится». Одним из вариантов разрешения конфликтной ситуации он видит «продление срока слияния», потому что пока, по его словам, «неясно, куда идти».

Однако уже вчера вечером стало известно, что заявления главы «Силовых машин» противоречат действительности и слияние идет полным ходом. Вчера истек срок подачи заявок на обмен бумагам, и, как уверяет корпоративный секретарь ОМЗ Людмила Буяк, акционеры «Силовых машин» уже подали заявки на обмен 60% своих акций на акции ОМЗ. В «Силовых машинах» от комментариев этого факта отказались, посоветовав обратиться в «Интеррос», где получить объяснения также не удалось.

Компания г-на Потанина уже заявляла о том, что намерена не укрупнять, а продать по сути непрофильный машиностроительный бизнес. В качестве наиболее вероятного покупателя изначально фигурировал немецкий концерн Siemens. Однако ожидалось, что «Интеррос» продаст «Силовые машины» после слияния с компанией г-на Бендукидзе, так как сделка с ОМЗ, прошедшими листинг на Лондонской бирже, позволит за короткое время повысить стоимость компании. Приоритеты, видимо, поменялись не так давно. Как известно, Siemens активизировал свои попытки расширить присутствие на российском рынке и вывел эти планы на государственный уровень: вчера г-н Яковлев рассказал, что на прошедшей в минувший четверг встрече Владимира Путина с Герхардом Шредером «представители немецкого концерна выступили с предложением купить у акционеров «Силовых машин» контрольный пакет и даже направили заявку на одобрение сделки в ФАС». Менеджеры предприятия, говорит г-н Яковлев, отнеслись к предложению Siemens серьезно, поскольку отрасль нуждается в иностранном инвесторе, владеющем более высокими технологиями. Он сообщил, что «Siemens сдержанно относится к слиянию российских компаний, и вряд ли будет единый корпоративный союз «Силовых машин», ОМЗ и Siemens». На рынке уже появилась информация о том, что ОМЗ потеряли почти половину портфеля заказов (в связи с продажей своего подразделения «Морские и нефтегазовые проекты» в мае), и привлекательность компании упала.

Вчера директор Siemens по корпоративным отношениям Алексей Григорьев подтвердил газете «Время новостей», что «концерн ведет зондированные переговоры с «Силовыми машинами», однако подтвердить, идет ли речь о контрольном пакете и есть ли какие-то препятствия, отказался.

Если к концу июля -- середине августа, по словам г-на Яковлева, не последует согласия госорганов на сделку с Siemens, то «Силовые машины» будут проводить слияние с ОМЗ.

ФОТО: Евгений Яковлев опасается, что его главный акционер погонится за двумя зайцами

Яна ВИКТОРОВА