Время новостей
     N°122, 14 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2004
Выход из психоза
Гарегин Тосунян хочет войти в Национальный банковский совет
Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян вместе с топ-менеджерами нескольких крупных кредитных организаций вчера объявил, что «банковский психоз» преодолен. «Мы успокоили вкладчиков, осталось восстановить межбанковский рынок», -- сообщили они. Между тем АРБ решила воспользоваться напряженной ситуацией, чтобы добиться включения представителей банковских ассоциаций в Национальный банковский совет при Центральном банке с целью увеличить влияние на политику регулятора. По словам г-на Тосуняна, он намерен поставить этот вопрос перед правительством, «когда все окончательно уляжется».

Как известно, с понедельника население начало возвращать сбережения в кредитные организации (см. «Время новостей» от 13 июля). Исчезли очереди возле офисов и банкоматов крупнейших банков, а Альфа-банк, потерявший с начала июля, по разным оценкам, от 10% до трети частных вкладов, сообщил, что «превышение притока средств на счета физических лиц над оттоком составило порядка 30%». Однако последствия кризиса будут ощущаться еще не одну неделю. Тот же Альфа-банк так и не сообщил об отмене антикризисной меры -- 10-процентной комиссии, которая взимается теперь при досрочном отзыве срочных вкладов (в ее законности у экспертов до сих пор есть сомнения, и они ожидают даже некую «войну» по этому поводу). Ряд более мелких банков -- Коммерческий банк сбережений, «Павелецкий» и Промэксимбанк -- вообще не проводят расчеты с кредиторами и клиентами, не пережив кризиса межбанковского рынка, который, как известно, был спровоцирован отзывом лицензии у Содбизнесбанка и слухами о черных списках банков. Банк «Диалог-Оптим» рассчитывается лишь частично и по-прежнему борется за выживание. Г-н Тосунян вчера сообщил, что «по данным ЦБ, у «Диалог-Оптима» примерно 25% активов обеспечивалось «межбанком», но выразил надежду, что «Диалог-Оптим» сможет решить проблему ликвидности. «Есть единицы банков, у кого запас прочности оказался недостаточным, -- резюмировал Гарегин Тосунян, -- всего три банка на 625 (московских банков. -- Ред.) в экстремальных условиях». При этом с «массой малых, средних и крупных банков не должно ничего случиться», говорит он.

В то же время межбанковский рынок кредитов по-прежнему заморожен: крупные банки, закрывшие лимиты на более мелкие, не спешат пересматривать свою политику. Правда, официально объявляют об этом немногие. «Я был только на предпоследнем заседании своего кредитного комитета, -- сказал вчера журналистам председатель правления банка «Зенит» Алексей Соколов, -- на нем восемь лимитов было снижено и 12 вновь открыто». По словам первого вице-президента БИН-банка Сергея Марьина, из 40 банков, с которыми они активно работают, на 15 лимиты «были приостановлены». Правда, он добавляет, что «сейчас ситуация меняется и лимиты, видимо, будут восстанавливаться». А пока этого не произошло, мелкие банки берут деньги только под залог, а также пользуются средствами, высвободившимися после снижения ставок резервирования с 7 до 3,5%.

Тем временем АРБ начинает думать о том, как не допустить повторения кризиса. И в этой связи готова лоббировать свою старую идею -- возвращение представителей банковских ассоциаций в Национальный банковский совет (НБС), орган при ЦБ, который контролирует расходы и аудит Банка России, а также рассматривает ключевые проблемы развития банковского сектора. Функции НБС были расширены после принятия поправок в закон о Центробанке летом 2002 года. Однако одновременно из совета исчезли представители бизнеса. По закону в НБС входят чиновники администрации президента, правительства, Госдумы (по три представителя), Совета Федерации (два представителя), а также председатель Центробанка. Однако вчера г-н Тосунян сообщил, что «одним из важнейших факторов иммунитета банков» к кризису является саморегулирование, а потому он будет ставить вопрос о возврате представителей банковского сообщества в НБС. «Я поднимал этот вопрос на встрече с президентом», -- сообщил г-н Тосунян. О реакции президента на это предложение он не сказал, добавив: «Когда все успокоится, мы этот вопрос еще раз инициируем».

Нынешние члены не в восторге от идеи г-на Тосуняна. Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев заявил газете «Время новостей», что если в совет войдут представители ассоциаций, то «НБС попадет под влияние коммерческих банков и будет стремиться к воздействию на надзорную политику регулятора». «Принципиально реализация идеи АРБ возможна, -- говорит он, -- но депутаты вряд ли примут такие поправки в закон». С ним соглашается глава Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, указывающий на то, что «два года назад вхождению представителей бизнеса в НБС помешало мощное государственное лобби». Правда, «нынешняя ситуация в банковском секторе, возможно, подтолкнет власти к тому, чтобы они больше прислушивались к мнению банковского сообщества, -- это неправильно, когда НБС обсуждает банковскую тематику без участников рынка», считает он.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ
//  читайте тему  //  Банковский кризис