Время новостей
     N°121, 13 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.07.2004
Напрасные хлопоты
Бюджетное послание президента не позволит лоббистам растащить стабилизационный фонд
Владимир Путин направил вчера главам палат Федерального Собрания Сергею Миронову и Борису Грызлову бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году. Глава Минфина Алексей Кудрин получил от президента точные инструкции, каким должен быть бюджет следующего года. Причем получил вовремя, несмотря на то, что бюджетное послание, согласно Бюджетному кодексу, должно поступать в Федеральное Собрание не в июле, а в марте -- до начала бюджетного процесса.

Сейчас, как известно, работа над бюджетом-2005 в самом разгаре: его основные характеристики правительство одобрило почти месяц назад, уже давно идет проработка конкретных статей закона о бюджете. Поэтому «установочная» роль бюджетного послания несколько нивелирована. Однако существенно возросла иная, в сегодняшней ситуации не менее важная. Г-н Кудрин получил дополнительный мощный ресурс для противодействия разного рода лоббистским группам.

Не секрет, что каждый год при подготовке бюджета лоббисты оказывают мощный прессинг на Минфин и Белый дом, желая выбить дополнительное финансирование тех или иных статей. Раньше отбиваться было проще. Нет денег -- и все. А сейчас деньги есть. Мощнейший поток нефтедолларов позволил сформировать стабилизационный фонд, который уже в первом полугодии 2005 года превысит 500 млрд руб. По закону деньги сверх этой суммы уже можно тратить. Поэтому неудивительно, что желающих запустить руку в бюджетные закрома хоть отбавляй. Даже несмотря на то, что Минфин уже давно определенно заявил: средства стабилизационного фонда в 2005 году будут тратиться только на погашение внешних долгов и на ликвидацию дефицита Пенсионного фонда, в бюджете которого возникнет дыра из-за снижения единого социального налога с 35,6% до 26%. Бюджетное послание президента ставит на всех этих спорах жирную точку. Причем формулировка такова, что даже при расходовании средств стабфонда на две «зарезервированные» Минфином цели придется семь раз отмерить. «...Использование средств Стабилизационного фонда Российской Федерации на непроцентные расходы при увеличении его объема сверх установленной законом отметки 500 млрд руб. является нежелательным. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации, накопленные в 2005 году сверх установленного минимума, целесообразно использовать исключительно на замещение источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии иных способов решения соответствующих задач».

Иными словами, как сказал вчера корреспонденту газеты «Время новостей» источник в администрации президента, «решено трогать стабфонд только в крайнем случае». Причем именно на цели, на которых настаивал Минфин.

Г-ну Кудрину, похоже, удалось выстоять в нелегкой дискуссии среди членов правительства и представителей кремлевской администрации. По данным газеты «Время новостей», ряд чиновников выступал за направление части средств стабфонда на софинансирование инфраструктурных проектов, например строительство дорог и модернизацию аэропортов. При этом предлагалось не опасаться выхода «за флажки» роста инфляции. Утверждалось, что даже если инфляция по итогам 2005 года будет 10%, а не 8%, как запланировано, ничего страшного не произойдет. Напротив, предлагаемые меры дадут в будущем рост ВВП на уровне 9% в год. А при таких показателях и до удвоения ВВП к 2010 году рукой подать. Однако президент менять макроэкономические показатели не позволил. По словам источника, Владимир Путин поставил задачу проводить бюджетную политику строго в рамках заданных макроэкономических показателей. «Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности» -- так отражена позиция главы государства в бюджетном послании.

Правда, в этом году уложиться в один из макроэкономических показателей -- рост реального курса рубля -- будет проблематично. Рубль с начала года уже укрепился на 5% из «разрешенных» 7%. Это, впрочем, по мнению источника газеты «Время новостей», к серьезным негативным последствиям для экономики не приведет. «Экономику надо готовить к тому, чтобы она принимала меры к повышению конкурентоспособности», -- говорит он. Одной из таких мер является повышение производительности труда, отмечает чиновник.

Что касается государственного участия в реализации инфраструктурных проектов на условиях партнерства государства и частного капитала, о чем в последнее время часто говорят в госструктурах, то денег, как уверен кремлевский чиновник, вполне хватит, если разобраться, наконец, с многочисленными федерально-целевыми программами (ФЦП). Специальный раздел послания посвящен налоговой политике. Ставится задача в 2004-2005 годах в основном завершить налоговую реформу. Впрочем, последний штрих должен быть сделан в 2006 году, когда предполагается снизить с 18% до 16% НДС при одновременной отмене льготной 10-процентной ставки. Однако говорить уверенно, что так оно и будет, пока преждевременно. Все зависит от ситуации с бюджетом в 2005 году. «Если к маю-июню 2005 года не образуется дефицит бюджета, экономика будет расти заданными темпами, то к концу весенней сессии можно принимать решение о снижении НДС», -- говорит кремлевский источник.

Налогообложению сырьевиков в бюджетном послании посвящено лишь одно предложение: «Актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний». Как пояснил кремлевский чиновник, крайне актуальным остается вопрос дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от условий разработки нефтяных месторождений. Причем несмотря на увеличение экспортной пошлины на нефть с 1 июля этого года и предполагаемого повышения с 1 января 2005 года ставки НДПИ. Решения пока нет, но к осени определиться необходимо. «Нефтяные компании должны знать, какие средства они смогут направить в следующем году на инвестиционные программы», -- отметил чиновник. Однако в любом случае, по его словам, все решения будут приниматься только тогда, когда станет ясно, что от изменения системы налогообложения нефтедобывающая отрасль не пострадает, не потеряет инвестиционной привлекательности.

Михаил ВОРОБЬЕВ