Время новостей
     N°121, 13 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.07.2004
Слушания о летальном исходе
Суд не отпустил Платона Лебедева в больницу
Вчера в Мещанском суде Москвы продолжились слушания по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Адвокаты перестали наконец выпрашивать у суда дополнительное время на ознакомление с многотомными материалами скандального дела акционеров ЮКОСа и начали полемику с обвинением на тему здоровья подсудимых.

В частности, защита настаивает на том, что дальнейшее содержание Платона Лебедева под стражей может привести к летальному исходу, так как есть все основания подозревать у главы "МЕНАТЕПа" рак печени. В результате рассмотрение собственно сути обвинений, инкриминируемых Генпрокуратурой Лебедеву и Ходорковскому, снова отложилось. Судя по всему, это сознательная позиция защиты подсудимых, которые таким образом пытаются дождаться разрешения вопроса либо о банкротстве ЮКОСа, либо погашения компанией всех долгов по налогам.

Как заявил вчера адвокат Лебедева Евгений Бару, условия, в которых содержится его подзащитный в СИЗО, могут привести к его кончине. В подтверждение своих слов он зачитал заключение ирландского специалиста по болезням печени, доктора Джона О'Греди, практикующего врача в Королевской больнице колледжа, автора книги по заболеваниям печени. Ирландский доктор, внимательно изучив предоставленные ему справки и заключения о состоянии здоровья главы «МЕНАТЕПа», подверг сомнению диагноз российских коллег из СИЗО, диагностировавших у Лебедева хронический гепатит. «Болезнь печени зашла намного дальше. И сейчас существует реальная возможность предполагать у Лебедева наличие цирроза печени или начальную стадию рака печени. Поэтому, по мнению защиты, Лебедева необходимо поместить в специализированный медицинский стационар», -- заявил г-н Бару. Он также напомнил суду, что сторона защиты не раз просила разрешить осмотреть Лебедева независимым специалистам, но в ответ получала отказ. Хотя, по словам адвоката, такие действия могут быть расценены как грубейшее нарушение Европейской конвенции по защите прав человека, предусматривающей гуманное отношение к заключенным. «Мы вынуждены еще раз констатировать, что никаких обследований медперсонал СИЗО не проводил, объективные данные о состоянии здоровья Лебедева отсутствуют. Вместе с тем, посещая СИЗО, мы видим, что у Лебедева очень болезненный вид, он истощен и после каждого приема пищи жалуется на боли в правом боку. Лебедев вынужден существенно ограничивать себя в пище, единственное, что он может есть, -- это самодельная простокваша», -- сообщил адвокат. Резюмировал свое выступление г-н Бару требованиями вынести решение о проведении надлежащего обследования в независимом медицинском стационаре, освободить Лебедева из-под стражи, заменив меру пресечения на личное поручительство, и приостановить судебное разбирательство до окончания обследования.

Михаил Ходорковский поддержал своего товарища по несчастью -- состояние здоровья Платона Лебедева он возвел до уровня общенациональной проблемы. «В России можно найти средства, которые гарантировали бы сумму, предъявленную обвинением Лебедеву в качестве якобы нанесенного им ущерба. Но российскому обществу было бы важно показать, что мы нормальная цивилизованная страна и что у нас из-за денег здоровья и жизни лишают только преступники. А общество и государство здоровье и жизнь ставят на более важное место», -- заявил г-н Ходорковский.

Однако гособвинитель Дмитрий Шохин возразил против приобщения к материалам дела ходатайства защиты Лебедева. Внимательно изучив содержание обращения, он пришел к выводу, что «имеются все основания сомневаться в его достоверности». По словам прокурора, специалисты в СИЗО обладают достаточными знаниями, кроме того, они давали клятву Гиппократа и в случае необходимости способны провести необходимое медицинское обследование. При этом он отметил, что дочь Лебедева Людмила и его брат Виктор, которые заявили о своем желании выступить поручителями, находясь в близком родстве с подсудимым, «не могут быть признаны заслуживающими доверия в том смысле, который заложен в УПК». Платон Лебедев воспринял слова г-на Шохина как оскорбление. «Обвинение не привело никаких оснований тому, что мои родственники не заслуживают доверия. Я не могу признать заявление Шохина добросовестным, а квалифицирую его как бессовестное!» -- резко парировал обиженный Лебедев.

Суд же не разрешил проводить обследование вне стен СИЗО, равно как не посчитал необходимым изменять подсудимому меру пресечения. По мнению суда, Лебедев не обращался с жалобами к медикам в СИЗО, которые ранее признали его состояние удовлетворительным. Кроме того, суд согласился с доводами обвинения, что, находясь на свободе, Лебедев «может скрыться, воспрепятствовать производству по уголовному делу и оказать давление на свидетелей, многие из которых находятся в материальной и иной зависимости от него».

Следующим ходом защиты стало еще одно ходатайство об освобождении Лебедева -- на том основании, что, по мнению адвоката Елены Липцер, с 30 марта по 6 апреля он содержался под стражей без судебного решения. Решение по этому вопросу суд вынесет сегодня.

***

ЮКОС заплатит приставам, а Ходорковский -- бюджету

Служба судебных приставов выставила ЮКОСу счет за свои услуги. В тексте постановления «О взыскании исполнительного сбора» от 12 июля сообщается: «Судебный пристав-исполнитель 1-го межрайонного отдела Службы судебных приставов по ЦАО Главного управления Министерства юстиции Москвы Соловьева Ирина постановила взыскать с ЮКОСа 7% исполнительный сбор по исполнительному производству, что составляет 6 млрд 848 млн 291 тыс. 175 руб. 45 коп. Взыскиваемая сумма должна быть перечислена на депозитный счет -- Главное управление Минюста РФ в МДМ-банк, о чем сообщить в письменном виде судебному приставу-исполнителю, с обязательным приложением компании платежного документа. Постановление может быть обжаловано в суде в 10-дневный срок».

В свою очередь, заключенный в «Матросской тишине» Михаил Ходорковский в очередной раз передал через своих адвокатов, что готов безвозмездно отдать 44% акций ЮКОСа, принадлежащих ему и его партнерам, для погашения долгов компании. «Если государство сочтет нужным и интересным для себя спасение компании от банкротства, то можно разморозить пакет акций ЮКОСа, принадлежащих мне и моим партнерам. И тогда мы готовы безвозмездно отдать менеджменту ЮКОСа этот пакет для того, чтобы погасить налоговую задолженность компании», -- цитируют его слова защитники. Также акционер ЮКОСа заявил, что могут быть использованы «любые методы спасения компании, абсолютно любые».

Екатерина БУТОРИНА
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа