Время новостей
     N°118, 08 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2004
Станислав Шушкевич: «Приход Лукашенко к власти не был неизбежным»
Победа Александра Лукашенко на президентских выборах 1994 года стала для белорусской элиты неожиданностью. Тогда все были уверены, что президентом будет Вячеслав Кебич, который в то время занимал пост премьера. В 1993--1994 годах разрабатывалась белорусская конституция, предполагавшая введение президентского поста с обширными полномочиями. По всеобщему убеждению, она готовилась для Кебича. Главным конкурентом Кебича на выборах считался спикер парламента Станислав Шушкевич. Именно против него был направлен антикоррупционный доклад депутата Александра Лукашенко. Обвинения в коррумпированности стоили Шушкевичу поста спикера парламента, тогда как Лукашенко построил на борьбе с коррупцией всю свою предвыборную кампанию. О событиях 1993--1994 годов Станислав ШУШКЕВИЧ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей».

-- Почему в Белоруссии решили ввести институт президентства?

-- Парламентская или президентская республика -- это очень сложный выбор. В начале 90-х годов мы думали, что для преобразований в стране необходима централизованная власть. Парламент в те времена был многочисленной и не очень квалифицированной структурой, которая принимала решения с большим трудом. Но противники введения поста президента опасались установления сильной президентской власти, которая ассоциировалась с просвещенной монархией.

-- А кто был против введения института президентства?

-- Явно выступали только депутаты фракции «Белорусского народного фронта» (БНФ). Они опасались, что Вячеслав Кебич со своим партийным советским прошлым, получив президентские полномочия, поведет страну не в том направлении. Тогда Кебича считали представителем советской номенклатуры, крайним консерватором. На самом деле по многим позициям он был прогрессивным человеком. Например, при Кебиче начали обсуждать возможность введения частной собственности на землю. Именно ему удалось убедить консервативную аграрную комиссию парламента сдвинуть с мертвой точки реформирование колхозов.

Большинство, которое в то время поддерживало Вячеслава Кебича, настаивало на введении поста президента, и я не мог идти против воли большинства. И по сей день впечатления от тех дискуссий у меня противоречивые. В бытность мою председателем Верховного совета не была принята ни одна статья конституции, касающаяся полномочий президента и высших органов власти. Потом, когда Верховный совет возглавил Мечислав Гриб, эти позиции были приняты. Честно говоря, многие статьи конституции не исключали двойного толкования. Но в целом основной закон, принятый в 1994 году, считался демократическим. Западные эксперты давали тогда белорусской конституции высокую оценку.

-- Почему был избран Александр Лукашенко, никому не известный всего за год до выборов?

-- Главной причиной был его антикоррупционный доклад. Лукашенко победил как борец с коррупцией, и эту победу подготовил премьер Вячеслав Кебич. Он считал меня своим основным конкурентом, поэтому я убежден, что материалы для антикоррупционного доклада Лукашенко буквально по крохам собирала команда бывшего премьера. Серьезных фактов против меня им не удалось найти. Говорили, что Шушкевич потерял пост главы парламента из-за неучтенного ящика гвоздей. Если допустить, что упомянутые в докладе финансовые нарушения действительно имели место, они укладываются не более чем в 20 долларов. Но именно из-за обвинений в коррупции им удалось меня сместить. Ни я, ни Кебич тогда не могли предположить, чем это обернется. Я считаю, что приход Лукашенко к власти не был неизбежным, но говорить о прошлом в сослагательном наклонении не имеет смысла.

Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ