Время новостей
     N°117, 07 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.07.2004
Минтранс классифицирует пошлины
Чиновники пытаются облегчить импорт самолетов
Правительство России поручило Минтрансу пересмотреть таможенные платежи на ввоз иностранной авиатехники, сообщил вчера министр транспорта Игорь Левитин после «круглого стола» по проблемам гражданской авиации, проведенного в министерстве. Сейчас импортная пошлина, применяемая в России к этой категории оборудования, вместе с налогом на добавленную стоимость ставит перед импортерами запретительный барьер высотой примерно 40% таможенной стоимости. По словам г-на Левитина, поручение правительства предусматривает, что ставки пошлин на ввоз воздушных судов, аналоги которых выпускают в России, должны остаться высокими. А для самолетов тех классов, которые в России не производятся, пошлины будут сведены к минимуму (хотя и не совсем к нулю).

Практическое выполнение этого поручения наверняка столкнется с немалыми методологическими трудностями, так как в наследство от СССР России и странам СНГ достались производственные мощности для выпуска пассажирских и грузовых самолетов всех категорий дальности, вместимости и грузоподъемности. Причем формально многие из этих авиастроительных предприятий до сих пор занимаются «серийным выпуском» соответствующих моделей самолетов (хотя реально новые машины не строятся или в лучшем случае изготавливаются в количестве одного-двух экземпляров в год).

Некоторый пробел наблюдается в классе региональных самолетов. Обслуживавшие эту категорию маршрутов в советские времена винтовой Ан-24 и реактивный Ту-134 безнадежно устарели не только морально, но и физически. Эти машины уже не выпускаются, не допускаются в воздушное пространство соседних стран (кроме СНГ), а в ближайшие годы будут в массовом порядке списываться из-за износа. Но на подходе целый букет новых самолетов регионального класса, разработанных и подготовленных к серийному производству совместными усилиями российских и украинских авиапредприятий, -- Ан-140, Ту-334, Ан-148. Так что даже в этом сегменте рынка авиатехники существует резон для сохранения нынешних запретительных пошлин на импорт «чужой» техники.

При разработке реформы пошлин Минтрансу придется выдержать ожесточенный лоббистский напор с обеих сторон -- и от потенциальных импортеров, и от отечественных производителей. Тем более что в данный момент наши авиакомпании интересуются не столько импортными региональными самолетами, сколько большими воздушными судами, для которых существуют мало-мальски соответствующие отечественные аналоги.

Как сообщил журналистам глава департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Карл Руппель, ведомство поддержало просьбу авиакомпании «Волга-Днепр» о беспошлинном ввозе двух грузовых самолетов Boeing-747. Г-н Руппель уточнил, что правительство еще не дало положительного ответа на эту просьбу. Кроме того, сообщил он, компания «Сахалинские авиатрассы» просит о беспошлинном ввозе лайнера Boeing-737.

Ранее о желании приобрести западные самолеты (по возможности без пошлин) заявляли государственные авиапредприятия «Калининградавиа» и «Пулково». Хотя они еще не подали формальных просьб в компетентные инстанции, можно не сомневаться, что теперь за этим дело не станет.

Михаил КУКУШКИН