Время новостей
     N°116, 06 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2004
Банковский Шенген
Швейцария ринулась в объятия Евросоюза
Евросоюз и Швейцария наконец парафировали девять соглашений о сотрудничестве. Швейцария выторговала для себя сохранение права на банковскую тайну. Но за это ей придется в течение пяти лет перечислить Брюсселю миллиард швейцарских франков (811 млн долл.) на оказание помощи новым членам ЕС и открыть для них свой рынок труда.

Переговоры между Швейцарией и ЕС велись с 2000 года. Достигнутые соглашения важны для обеих сторон. Швейцария, по сути, стала анклавом в Евросоюзе, на который приходится 69% ее внешней торговли. С другой стороны, Швейцария -- второй экономический партнер ЕС после США. Хотя официальное политическое заявление о достижении соглашения председатель Еврокомиссии и президент Швейцарской Конфедерации торжественно подписали 19 мая, оформление документов затянулось еще на полтора месяца.

Самые острые споры вызвали налогообложение доходов от депозитов в банках и борьба с уходом от налогов. Это чрезвычайно важно для стран Евросоюза, страдающих от бюджетного дефицита, в то время как швейцарские банки укрывают от налогов огромные суммы. Поэтому, когда Швейцария изъявила желание присоединиться к Шенгенскому соглашению, Брюссель смог потребовать от Берна ужесточения банковской политики.

Законодательство ЕС предусматривает обмен информацией по всем фактам ухода от налогов. Однако Берн отстоял принцип двойной наказуемости -- помогать Брюсселю Швейцария будет только тогда, когда правонарушение одинаково трактуется обеими сторонами. В Швейцарии не считается уголовным преступлением уклонение нерезидентов от уплаты налогов на родине. Но теперь с резидентов стран -- членов ЕС (неевропейцев это не коснется), имеющих вклады в швейцарских банках, будут взимать так называемый «удержанный налог», который уже давно взимается в Швейцарии с процентов, начисляемых на депозиты в швейцарских франках. В течение пяти лет он будет повышен с 15 до 35%. 75% от собранной суммы будет перечисляться Евросоюзу, но без сообщения сведений о конкретных счетах, если речь не идет о правовой помощи по делам о налоговом мошенничестве.

Швейцария, настояв на своем, спасла институт банковской тайны во всей Европе. Входящие в ЕС Австрия, Бельгия и Люксембург немедленно заявили Евросоюзу, что обмен информацией о вкладах нанесет урон их сильно зависящей от банковского дела экономике. Но ради присоединения к Шенгенской конвенции, также предусматривающей сотрудничество властей и обмен информацией, Швейцария согласилась помогать правовыми и административными мерами в сфере борьбы с контрабандой и другими преступлениями, связанными с уходом от косвенных налогов (таможенные пошлины, НДС, акцизы на алкоголь и табак), субвенциями и госзакупками, а также отмыванием денег. При этом Швейцария сохранила свободу в сфере обмена информацией по делам, касающимся прямого налогообложения физических и юридических лиц (подоходный налог, корпоративный налог и налог с прибыли). Любые правовые нововведения ЕС в этой сфере не будут распространяться на Швейцарию без заключения отдельного соглашения.

На Швейцарию не будет распространяться и действие директивы ЕС о введении пошлин на реэкспорт продукции, произведенной в какой-либо из стран Евросоюза. Дело в том, что в Швейцарии, географическом центре Европы, располагаются центры распределения продукции многих крупных европейских фирм.

В комплекс договоренностей входит соглашение об освобождении от таможенной пошлины обработанных сельскохозяйственных продуктов (растворимый кофе, шоколад, бисквиты, соусы, супы, изделия из теста), открывающее свободный доступ на европейский рынок прежде всего компании «Нестле». По другим соглашениям Швейцария присоединяется к Европейскому агентству по окружающей среде, к статистической службе Евростат, допускается к участию в проекте «Медиа» (создание и распространение аудиовизуальной продукции), в образовательных программах. Наконец, еще одно соглашение предусматривает освобождение от подоходного налога в Швейцарии нескольких десятков бывших служащих Евросоюза, вышедших на пенсию.

Швейцария также присоединяется к Дублинскому договору о сотрудничестве в сфере предоставления убежища, который позволяет не принимать к рассмотрению заявления лиц, уже подавших его в какой-либо другой стране-участнице.

Но до вступления в силу всех этих договоренностей путь еще немалый. Со стороны ЕС одобрение всех 25 ее стран-членов должно получить только соглашение о борьбе против налогового мошенничества. Брюссель рассчитывал ввести обложение налогом вкладов уже с 1 января 2005 года. Но в Швейцарии с ее прямой демократией все гораздо сложнее. Каждый вопрос после рассмотрения в парламенте выносится на референдум, и закончится все это не раньше весны будущего года.

Правительство уже объявило, что вынесет соглашения на так называемый «факультативный референдум», в котором учитывается только число голосов избирателей. Однако националистические организации намерены начать сбор подписей для проведения так называемого «обязательного референдума», в котором помимо большинства голосов необходимо также получить поддержку большинства из 26 кантонов страны.

По швейцарской конституции такой плебисцит проводится, если международное соглашение предусматривает присоединение к организации коллективной безопасности или к наднациональному сообществу. Правительство заверяет, что ни одно из соглашений не подпадает под это требование. Однако влиятельная Народная партия и массовая организация «Акция за независимую и нейтральную Швейцарию» (АННШ) смотрят на это иначе. Как заявил директор АННШ, депутат парламента Ханс Фер, «присоединение к Шенгенской конвенции равносильно вступлению к наднациональную организацию», а правительство стремится «втащить страну в ЕС обманным путем», посягая на суверенитет Швейцарии. По его словам, соглашение должно быть вынесено на обязательный референдум, «как того требует конституция». Путь к вступлению в силу соглашений между ЕС и Швейцарией может оказаться не менее трудным, чем переговоры, предшествовавшие их заключению.

Варвара СЕМЕНОВА, Женева