Время новостей
     N°114, 02 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2004
Банки любят тишину
Стратегия развития банковской системы одобрена "без шума и пыли"
Банковское сообщество вчера в очередной раз узнало, каким государство видит его будущее. Правительство рассмотрело новую редакцию стратегии развития банковского сектора до 2008 года. Рассмотрело и в основном одобрило. В Минфине уверены, что через четыре года активы банковского сектора увеличатся с 42% ВВП до 56-60% ВВП, совокупный банковский капитал вырастет до 7-8% ВВП (сейчас 6%), а кредиты реальному сектору до 26-28% ВВП (ныне - менее 18%).

Обсуждение стратегии прошло на редкость спокойно. Видимо, правительство решило обойтись минимумом публичных обсуждений (ведь его заседания транслируются по внутренней телесети для аккредитованных в Белом доме журналистов), чтобы не нагнетать страсти в момент, когда банковский сектор полнится слухами после событий вокруг Содбизнесбанка и Кредиттрастбанка. Видимо, уловив общее настроение, премьер Михаил Фрадков отметил, что «даже тональность рассмотрения этого вопроса говорит о том, что мы относимся к этой теме осторожно, чтобы не допустить возможности кризисных ситуаций». А министр финансов Алексей Кудрин предпринял попытку окончательно успокоить и банкиров, и вкладчиков, заявив журналистам, что возникшие сложности у ряда банков не приведут к кризису банковской системы России. «Ситуация не кризисная», - подчеркнул он. А меры ЦБ в отношении Содбизнесбанка и Кредиттрастбанка министр назвал плановыми.

Новый вариант стратегии, представленной членам кабинета главой Минфина, также полон планов. Их цель - создать стабильную банковскую систему, стойкую к разного рода перепадам на рынке, способную эффективно кредитовать реальный сектор экономики и при этом гарантировать вклады, даже если с одним или с некоторыми банками произойдет неладное. Такой системы пока нет. В частности, г-н Кудрин отметил, что доля банковского капитала в общем объеме инвестиций составляет лишь 5% (45% приходится на собственные средства предприятий).

Чтобы сделать банковскую систему более устойчивой и «инвестиционно способной», Минфин предложил, например, упростить процедуру слияния и поглощения банков, укрепить права кредиторов, в первую очередь, их права требования, обеспеченные залогом, усовершенствовать правовые механизмы ликвидации банков, у которых отозваны лицензии (эта проблема наглядно проявилась в истории с Содбизнесбанком).

Стратегия предполагает создание в России системы кредитных бюро, разработку проекта федерального закона о залоге движимого имущества и создании системы бюро регистрации таких залогов. Кроме того, с банков будут сняты несвойственные им функции, включая контроль за кассовой дисциплиной клиентов. «Это - функция государственного финансового контроля. Сейчас она исполняется банками, что приводит к увеличению их издержек и повышению стоимости их услуг», - говорят в Минфине. Предполагается снизить сбор за открытие филиалов банка. Правда, иностранных банков это не касается - им вообще запрещено создавать филиалы в России. Можно лишь открыть дочерний банк-резидент, который будет действовать по российским законам. Такая ситуация, по словам г-на Кудрина, продлится 7-8 лет. Связано это с необходимость контролировать трансграничные перетоки капитала, которые могут подорвать стабильность финансовой системы.

Впрочем, по ней может ударить и поведение вкладчиков. Хотя премьер заявил вчера, что рост вкладов свидетельствует о доверии населения к банкам, в один день все может измениться с точностью до наоборот. Государство это прекрасно осознает и намерено поставить барьер ажиотажному спросу на возврат вкладов. Предполагается ввести «безотзывный вклад». Процентная ставка по нему будет выше, чем по срочному, но его нельзя будет забрать раньше оговоренного срока, а если клиент решит закрыть такой вклад досрочно, то должен будет заранее уведомить банк, выплатив ему к тому же компенсацию. Еще одним инструментом «успокоительной работы» с вкладчиками должна стать система страхования вкладов. Как сообщил глава ЦБ Сергей Игнатьев, из 1184 банков, имеющих право работать с вкладами населения, 1140 подали заявления о вступлении в нее.

Правительство уделило внимание и судьба отдельных банков с госучастием. Алексей Кудрин подтвердил, что выход ЦБ из капитала Сбербанка России не планируется до тех пор, пока тот не будет полностью включен в систему страхования вкладов. А это случится не ранее 2007 года. Внешэкономбанк сохранит себя как агент государства по обслуживанию госдолга и, возможно, продолжит управлять накопительной частью пенсий тех граждан, которые не захотели воспользоваться услугами частных управляющих компаний. Роль же ВЭБа как кредитора коммерческих проектов будет снижаться. Что касается ВТБ, то имеется ряд иностранных претендентов на покупку его акций. «Помимо ЕБРР и Международной финансовой корпорации (IFC) есть предложения от ряда крупных иностранных банков, интересующихся участием в капитале ВТБ», - сказал г-н Кудрин. Впрочем, до 2007 года правительство намерено приватизировать только миноритарные доли в ВТБ. Затем, возможно, дело дойдет до контрольного пакета.

Похоже, перемены ждут и сам Центробанк. Но не сейчас. Вчера Михаил Фрадков предложил лишь подумать о реформировании главного банка страны. Видимо, к этому его подтолкнуло выступление главы Наблюдательного совета компании «Ренессанс Капитал» Александра Шохина, который предложил распространить административную реформу и на ЦБ. По его мнению, Центробанк как надзорный и одновременно правоустановочный орган «сталкивается с коллизией функций». «Как относитесь к этому (к реформированию. - Ред.)», - спросил премьер-министр г-на Игнатьева. «Нормально отношусь», - ответил банкир. Однако не преминул отметить, что это - вопрос для отдельного рассмотрения и стратегия банковского развития тут ни при чем. Михаил Фрадков согласно кивнул.

***

Наталья НИКОЛАЕВА, вице-президент Ситибанка:

-- Стратегия все еще должна быть доработана, и скорее всего замечаний к ней будет немало. В нынешней редакции документа ключевыми являются вопросы о залоге. Залог необходимо вывести из конкурсной массы, это привело бы к появлению новых заемщиков у банков, способствовало бы развитию кредитования малых и средних предприятий. В условиях кризиса доверия на межбанковском рынке актуален вопрос о раскрытии информации о реальных собственниках банков, который тоже затрагивается стратегией. В целом хотелось бы, чтобы стратегия принималась более оперативно: даже в последней редакции документа многое устарело.

Владимир КОГАН, председатель правления Оргрэсбанка:

-- Этот документ так долго обсуждали и вычищали, что он получился совсем «стратегическим», посему я бы не прогнозировал каких-либо существенных изменений в практической политике государства в банковском секторе в этой связи. Задекларированные в стратегии темпы роста я считаю не просто реальными, а даже заниженными. Конечно, то, что мы сейчас наблюдаем на банковском рынке, здоровой ситуацией не назовешь: о каком здоровье можно говорить, когда на улицах появляются обманутые вкладчики. Однако никаких системных предпосылок для кризиса нет, мы имеем дело всего лишь с классическим ползучим дефицитом доверия и отчасти со специфическими методами конкурентной борьбы.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ
//  читайте тему  //  Банковский кризис