Время новостей
     N°91, 28 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2001
Балтийский завод кует «Секиру»
Для индийского флота
Сегодня на Балтийском заводе начинается этап монтажных работ на фрегате «Табар» («Секира»), строящемся в Санкт-Петербурге по заказу военно-морских сил Индии. В пятницу состоялся торжественный спуск корабля на воду, а теперь пришвартованный к достроечной стенке завода корпус фрегата предстоит заполнить «начинкой», которая превратит его в один из самых совершенных в мире боевых кораблей своего класса. Окончательная передача фрегата индийским морякам должна состояться в мае 2003 года. «Табар» -- последний корабль этой серии: контракт общей стоимостью чуть менее 1 млрд долл. на проектирование и строительство трех фрегатов был подписан между Москвой и Дели в ноябре 1997 года (в соответствии с его условиями индийская сторона выплатила уже около 400 млн долл.). К сегодняшнему дню на головном корабле серии -- «Талвар» («Меч») -- уже начаты швартовые испытания, а на втором фрегате -- «Тришул» («Трезубец») -- ведется монтаж систем. Их сдача заказчику запланирована на май и ноябрь будущего года.

Уникальность российско-индийского «фрегатного контракта» заключается не столько в его финансовых масштабах, сколько в том, что заказчику поставляются боевые корабли, спроектированные специально «под него». Корабли этой серии, которой присвоен проектный номер 1135.6, весьма далеки от своего «прародителя» -- сторожевого корабля советских времен проекта 1135 (класс «Кривак» по классификации НАТО). Несмотря на достаточно скромное по меркам военных кораблей водоизмещение в 4 тыс. тонн, индийские фрегаты будут обладать беспрецедентной огневой мощью: на них монтируются 100-миллиметровые артиллерийские установки, ударные ракетные комплексы «Клаб-Н», зенитные ракетные комплексы средней дальности «Штиль», зенитные ракетно-артиллерийские автоматы «Каштан» для защиты от противокорабельных ракет в ближней зоне, торпедные аппараты и реактивные бомбометы. Кроме того, на борту каждого корабля базируется противолодочный вертолет. Причем большинство из монтируемых на кораблях систем -- это отнюдь не апгрейд применявшихся прежде типов оружия, а принципиально новые разработки российского ВПК: «Клабы» до сих пор еще ни разу не поставлялись за рубеж, фирмой «Камов» для этого проекта создан новый вертолет, а главная артиллерийская установка фрегата -- 100-миллиметровое орудие разработки нижегородского КБ «Буревестник» -- сейчас еще только заканчивает огневые испытания на полигоне Ржевка под Питером. Как пояснил газете «Время новостей» генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский, «монтируемые на корабли серии системы вооружения исключительно российского производства». Хотя по другим позициям проектант фрегата -- санкт-петербургское «Северное ПКБ» -- довольно широко использовал зарубежные комплектующие: гидроакустика, навигация и связь индийские, турбинное оборудование украинское, водоопреснительные станции и холодильные машины немецкие, дизельгенераторы датские.

Кстати, отчасти именно из-за того, что в этот проект было интегрировано много новинок, питерские кораблестроители достаточно уклончиво отвечают на просьбы индийской стороны сократить сроки выполнения контракта на полгода. Правда, «Табар» и без того был спущен на воду на четыре месяца раньше, чем оговорено в контракте, однако срок его достройки во многом зависит от того, как пройдут испытания головного фрегата серии. По словам г-на Шуляковского, «мало ли какие заморочки бывают в море в ходе испытаний головного корабля». «Мы несем за него полную ответственность перед заказчиком, -- сказал он, -- и не можем сокращать трехмесячный срок, отведенный на всестороннюю проверку всех его систем». Он полагает, что «со вторым-третьим фрегатом это может быть, но не с первым».

Впрочем, корабелы явно не хотят спешить и с передачей последнего фрегата серии заказчику -- ведь его можно было бы продемонстрировать на международном салоне военно-морских вооружений, проведение которого запланировано в Питере на май 2003 года. Строители фрегатов 1135.6 и владельцы Балтийского завода, 54% акций которого находится в распоряжении питерской группы компаний ИСТ («Инвестиции-Строительство-Технологии»), уверены в значительном экспортном потенциале своего детища.

Юрий ГОЛОТЮК