Время новостей
     N°102, 16 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2004
Кому надо, тому и дали
Вручены государственные премии в области литературы и искусства
Как всегда с «государыней», ее итоги вызывают смешанное чувство. С одной стороны, среди лауреатов много заслуживающих поощрения имен, с другой, нельзя не удивляться прихотливости отбора: по воле неведомых миру ходатаев в ряду лауреатов оказываются люди и события, время которых либо ушло, либо, что еще удивительней, никогда и не наступало. Давно нет в объявлении главной государственной награды в области литературы и искусства ни захватывающей интриги, ни нерва ожидания. Нет и следов государственной политики. Исключение сделано разве что для подтверждения идеи многонационального государства: премии даны русскоязычному писателю из Чечни Канте Ибрагимову, а заодно и спектаклю Чувашского академического драмтеатра "Свет далекого счастья".

Судя по премиальному раскладу, государство вовсе не претендует на какое-либо руководство культурой, отдавая право на выделение особо важных событий обществу в лице его отдельных представителей. Но, как всегда бывает в тех случаях, когда нет ярко выраженного общего интереса, побеждают интересы частные. Например, из обилия театральных работ выделены помимо действительно значительной актрисы театра «Современник» Чулпан Хаматовой, только начавшей, хочется верить, свою настоящую карьеру в театре (напомним, что ее последняя роль, Катерины в «Грозе», в номинацию еще не включалась), актеры из «Табакерки» (Андрей Смоляков) и «Сатирикона» (Григорий Сиятвинда, Денис Суханов), что говорит не столько о достоинствах ролей этих вполне способных, но не ставших событием актеров, сколько о хороших пробивных способностях руководства их театров. Премия МХАТу за спектакли Марины Брусникиной по прозе Виктора Астафьева (награжденного посмертно вместе с театральным коллективом) тоже понятна только в контексте уважения к памяти писателя, но все же эти произведения по художественному уровню не соотносимы с двумя другими лауреатами, спектаклями "Правда -- хорошо, а счастье лучше" (Малый театр) и «Ревизор» (Александринский), хотя и в их случае скорее всего оценены не столько сами работы режиссеров Сергея Женовача и Валерия Фокина, сколько грядущие юбилеи самых старых театров страны.

Еще одна тенденция -- награждение по совокупности заслуг тех, кто много сделал для отечественной культуры, но чьи заслуги уже в прошлом. Так, лауреатом стал когда-то весьма популярный Камерный театр Бориса Покровского, а писатель Василий Белов награжден за «Час шестый», печальное окончание трилогии, начатой лет 25 назад вошедшим в школьные программы романом «Кануны».

Совсем немного, но опоздала премия театру «Новая опера», и дело не только в том, что уже нет на свете его руководителя Евгения Колобова, но в том, что сегодня перспективы театра куда туманнее, чем пару лет назад.

Все чаще «государыню» получают не отдельные художники, а «творческие коллективы», что всегда свидетельствует о приоритете принципа «как бы никого не обидеть» над стремлением поддержать по-настоящему значительное. Премия давно уже стала формальностью, радующей лишь тех, кому досталась, и их поклонников.

По нашему мнению, порадоваться можно за премии: переводчику и поэту Григорию Кружкову, съемочной группе фильма Александра Рогожкина «Кукушка», виолончелисту Александру Рудину, джазмену Игорю Бутману, документалисту Алексею Погребному за документальный фильм "Извините, что живу..." (его героиня, жительница заброшенной вятской деревушки, тоже вошла в число лауреатов). Вообще, премии в области киноискусства, видимо из-за более массового его характера, отличаются большей осмысленностью, чем в других областях.

Самым же случайным представляется выбор в области изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Тут уж следов какой-нибудь вразумительной политики или даже конъюнктуры не отследить, сюжет глубоко внутренний.

Неряшливость и равнодушие в премиальной сфере, способной служить инструментом при рачительном ведении дел, не может не огорчать. Хотя, с другой стороны, возможно, это и не самый плохой вариант. Шансов на то, что инструмент этот окажется в умелых руках при нынешней ситуации, не много. Так пусть уж лучше бездействует.

Алена СОЛНЦЕВА