Время новостей
     N°102, 16 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2004
«Чисто психологические причины»
Владимир Путин и Сергей Игнатьев не смогли успокоить банкиров
После отзыва лицензии у Содбизнесбанка (СББ) и заявлений властей о еще 10 банках, к которым есть вопросы по линии борьбы с отмыванием доходов, по рынку начали ходить слухи о «черном списке» кредитных организаций, обреченных на смерть. Средние и мелкие банки начали закрывать лимиты друг на друга, продавать облигации друг друга и у некоторых из них, грубо говоря, начали кончаться деньги. На прошлой неделе власти сделали попытку исправить ситуацию. Центробанк впервые в истории снизил ставки резервирования с 9% до 7%. Одновременно глава ЦБ Сергей Игнатьев и президент Владимир Путин попытались успокоить банкиров, условившись проводить банковскую реформу «без зачисток». Вчера стало ясно, что попытка пока не удалась. Ставки межбанковского рынка (МБК) банков второго круга вновь доходили до 20% годовых, а многие «маленькие» банки так и не решили своих проблем с ликвидностью.

В конце прошлой недели ряд банков направил в СМИ свои варианты «черных списков», а вчера Московская международная валютная ассоциация (ММВА) объявила, что начинает «обмен «белыми» списками» банков, на которые открыты лимиты на рынке. Одно это доказывает, что кризис доверия переломить еще не удалось. Вчерашний день на межбанке подтвердил это. По словам дилеров, ставки по однодневным кредитам для банков первого круга колебались на уровне 7--10% годовых, для банков второго круга -- 12--17%. «Кредитные организации второго и третьего круга по-прежнему испытывают затруднения с ликвидностью, -- говорит начальник отдела денежных рынков Конверсбанка Сергей Федченко, -- по рынку ходят слухи об отложенных платежах, хотя конкретных имен никто не называет и информации о санкциях Центробанка (по отношению к банкам, просрочившим платежи. -- Ред.), нет». Тем не менее, именно вчера крупнейшие банки относительно спокойно пережили платежи по ЕСН, а банки второго круга начали открывать лимиты на первый круг. Г-н Федченко предполагает, что «на банкиров могла подействовать встреча гг. Игнатьева и Путина: «Сергей Игнатьев заявил, что кризис доверия обусловлен чисто психологическими причинами, а это хороший знак».

На встрече было сказано много и других позитивных слов. Г-н Путин сформулировал ключевую для средних банков мысль. «Порядок в банковской системе, без всяких сомнений, нужно наводить, -- сказал он главе ЦБ, -- но я вас прошу действовать аккуратно, никаких массовых зачисток». На это г-н Игнатьев еле слышно ответил: «Не планируется». При этом президент явно поддержал Центробанк, поинтересовавшись, не может ли кто-то на рынке быть заинтересован в дестабилизации ситуации. «Мы этого не знаем, но ощущение такое есть», -- ответил глава ЦБ (хотя его первый зампред Андрей Козлов на днях сообщил, что на Неглинной знают, кто «вбросил идею» банковского кризиса).

Наконец, г-н Игнатьев упомянул и о конкретных «мерах, которые должны помочь банкам». Дело в том, что за несколько часов до встречи с президентом в тот же день совет директоров ЦБ принял решения о снижении отчислений в фонд обязательного резервирования (по всем привлеченным средствам банков) до 7% и предоставил банкам право тут же отрегулировать обязательные резервы. Кроме того, регулятор расширил список ценных бумаг, под залог которых Центробанк кредитует участников рынка (ломбардный список) и снизил на 1% ставку рефинансирования -- до 13%.

Однако именно эти шаги, которых так давно добивались банкиры, оставили многих из них равнодушными. Руководитель крупного московского банка на условиях анонимности напомнил, что при этом регулятор меняет порядок расчета обязательных резервов и теперь «реальные отчисления в ФОР в среднесрочной перспективе могут даже увеличиться после снижения ставок на 2--3%», -- опасается он. А расширение ломбардного списка, по его словам, практически не затронет страдающих без ликвидности «малышей». В списке появились субфедеральные облигации с рейтингом не ниже ВВ по шкале Standard & Poor's или Fitch или Ва2 по шкале Moody's, а также облигации, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг в секторе ГКО-ОФЗ, «а этих бумаги у многих просто нет». Впрочем, он признает, что банки становятся более оптимистичными и готовятся к возвращению на рынок. По мнению г-на Федченко из Конверсбанка, «истинные масштабы проблем должны вскрыться в конце месяца, когда участники рынка будут перечислять платежи по НДС (25 июня) и закрывать балансы».

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ
//  читайте тему  //  Скандал вокруг Содбизнесбанка