Время новостей
     N°101, 11 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2004
Мобильная битва гигантов
Американские инвесторы судят Nokia за слишком оптимистичные прогнозы продаж
Окружной суд Нью-Йорка готов принять к рассмотрению иск к Nokia от представляющей интересы ее крупнейших акционеров юридической фирмы Milberg Weiss Bershad Hynes & Lerach. Акционеры обвиняют руководство Nokia в том, что оно неоднократно вводило их в заблуждение относительно роста котировок акций концерна. Предстоящий судебный процесс вновь привлек внимание к скандинавским производителям систем мобильной связи, положение которых на рынке меняется с калейдоскопической скоростью.

Nokia в Финляндии и Ericsson в Швеции являются своеобразными визитными карточками этих двух государств. Оба работающих в области мобильной связи концерна -- лидеры в сфере высоких технологий, и зачастую население обеих стран воспринимает конкурентную борьбу между ними как продолжение скандинавского хоккейного дерби между командами Швеции и Финляндии.

Дела у Ericsson еще не так давно действительно шли из рук вон плохо. В частности, объем продаж к началу 2002 года снизился на 36%. В Швеции подобное положение дел восприняли чуть ли не как трагедию, поскольку к этой компании отношение было как к «народному предприятию»: иметь акции Ericsson считалось не просто выгодным, но еще и патриотичным. Помимо чисто финансовых разочарований, вызванных падением курса акций, шведов не меньше огорчало и то, что их «национальное достояние» вчистую проигрывало Nokia: финский концерн к тому времени называли абсолютным лидером на рынке мобильной связи, и шведам казалось, что в этом скандинавском дерби на поле высоких технологий им уже никогда не отыграться.

С целью вывода концерна из кризиса в апреле 2002 года на должность его главы был приглашен Карл Хенрик Сванберг. Он получил известность после успешного превращения небольшой фирмы по производству замков АssaАbloy в крупную корпорацию. Под его руководством АssaАbloy приобрела около ста предприятий, при этом компания ни разу не снизила своей годовой прибыли. Проведение сверхбыстрой экспансии при сохранении прибыльности принесло ему славу одного из самых удачливых управленцев Швеции.

Правда, от удачливого менеджера ждали не стремительного роста, а, наоборот, серьезной реструктуризации, т.е. сокращения непрофильных активов и минимизации расходов. Поэтому новому руководителю Ericsson пришлось пойти на непопулярные меры: например, только за 2003 год из концерна было уволено 13 тыс. сотрудников. Зато результат был налицо: концерн закончил четвертый квартал прошлого года с прибылью в 13,6 млн долл., а котировки акций корпорации впервые за долгое время пошли вверх.

Команда менеджеров, которую привел с собой г-н Сванберг, возглавила компанию в тот момент, когда кризис на рынке телекоммуникаций уже подходил к концу. Благодаря новому главе Ericsson и его команде удалось использовать наработки (в частности, в области мобильной связи третьего поколения), которые готовились в лабораториях Ericsson в предшествующие годы, но из-за кризиса не были востребованы на рынке.

Но как только дела у Ericsson пошли в гору, проблемы появились у его финского конкурента Nokia. Объемы продаж в первом квартале этого года оказались ниже ожидаемых, что вызвало обвал акций Nokia на фондовой бирже.

На самом деле объем мировых продаж Nokia уменьшился всего на 2%. Но этого оказалось достаточно для широкомасштабного кризиса доверия в среде инвесторов, который воплотился в беспрецедентное снижение капитализации: в течение двух месяцев после появления негативной для Nokia информации компания потеряла одну треть своей рыночной стоимости -- ее капитализация уменьшилась на 33 млрд евро. Повод для беспокойства у финнов довольно внушительный, особенно если учесть, что весь государственный бюджет страны в 2004 году составляет 37 млрд евро.

Экспертов же настораживает не столько само уменьшение продаж, сколько время, на которое кризис выпал: мировой рынок мобильных телефонов впервые за три года начал оживать. По мнению американских специалистов из Strategy Analytics, занимающихся оценкой экономической конъюнктуры, в предстоящие годы спрос на мобильники способен увеличиться на 40%. В тот момент, когда Nokia теряет свои 2%, шведско-японское совместное предприятие SonyEricsson увеличило продажи на 58%, американская Motorola -- на 51%, а южнокорейский Samsung -- на 30%.

Причины кризиса Nokia называются разные, но чаще всего упоминаются провал на азиатском рынке и неудачно запущенный проект одного из подразделений компании -- Nokia Multimedia. На азиатском рынке дизайнеры Nokia просто не уследили за модой. Сейчас там наибольшей популярностью пользуются аппараты, обладающие при своих маленьких размерах большими экранами. В арсенале же Nokia имеется только один подобного рода телефон. А у Nokia Multimedia первый блин вышел комом. Компания выпустила сотовый телефон N-Gage, обладающий возможностями игровой приставки. Предполагалось, что молодежи придется по вкусу новая забава, позволяющая не только разговаривать, но и играть с другими владельцами аналогичных приспособлений. Однако уже после первых двух недель продаж эксперты пришли к обескураживающему выводу: предложенная модель недостаточно конкурентоспособна.

В итоге группа инвесторов из США подала иск в суд на финскую корпорацию, а также на ее генерального директора Йорму Оллилу и финансового директора Рика Симонсона за ошибочные и слишком оптимистичные прогнозы продаж компании. Сам г-н Оллила уже объявил, что концерн ждет большая реструктуризация. Удастся ли ему сделать то, что удалось г-ну Сванбергу в Ericsson, пока вопрос. Тем временем шведы спорят о том, будет ли Ericsson покупать внезапно подешевевшую Nokia.

Сергей ПАНКРАТОВ, Хельсинки