Время новостей
     N°121, 08 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2000
Работа над талибами
Россия пытается установить контакты с фактическими хозяевами Афганистана
Первой официальной реакцией Москвы на последние события на севере Афганистана -- серьезное поражение, нанесенное талибами Ахмад Шаху Масуду в результате взятия ими Талукана, административного центра пограничной с Таджикистаном провинции Тахор, -- стало заявление МИДа России. На Смоленской площади не поддались панике и выдержали умеренно-жесткий тон по отношению к движению «Талибан», действия которого названы «циничными», особенно после того, как его лидеры «буквально накануне заверяли побывавшего с миротворческой миссией в Афганистане спецпредставителя президента Туркмении в своей приверженности к мирному разблокированию афганского кризиса». Россия «твердо убеждена в невозможности решения афганской проблемы силовым путем» и призывает афганцев к «общенациональному примирению и формированию многоэтнического широкопредставительного правительства», говорится в заявлении российского МИДа.

Российский министр обороны маршал Сергеев также не стал драматизировать случившееся: «Талукан -- это серьезная потеря, но думаю, что Масуд сам разберется с ней и сделает все, чтобы вернуть утраченные позиции». Зато вместо дипломатов и военных пугать граждан взялась свободная российская пресса. Уважаемая центральная газета уже вышла с угрожающим заголовком на первой полосе «Талибы могут войти в каждый российский дом».

Что касается российских дипломатов, то те из них, кто еще сохранил знание «афганского материала», давно уже пришли к выводу, что с талибами «надо работать». Так же было в середине 90-х, когда в Москве наконец убедились: невозможно остановить гражданскую войну в Таджикистане, не вступив в контакт с таджикской оппозицией. Евгений Примаков, сделавший это первым, был немало удивлен уровнем здравомыслия, проявленным одним из лидеров таджикской оппозиции Ходжи Акбаром Тураджонзода, с которым он провел секретную встречу. Итогом начавшегося тогда процесса стало подписание в 1997 году в Москве мирного соглашения между таджикским правительством и оппозицией.

Времена нынче другие, клиенты новые, но снова неудобные.

Как стало известно газете «Время новостей» из осведомленных источников в регионе, 17 июля в Ашхабаде состоялась конфиденциальная встреча министра иностранных дел администрации талибов муллы Мутавакиля с «группой российских товарищей», среди которых был замдиректора 3-го азиатского департамента МИДа России Александр Марьясов и несколько высокопоставленных представителей российских спецслужб. Это первый контакт подобного уровня между Москвой и Кандагаром, в ходе которого стороны попытались напрямую прощупать истинные намерения в отношении друг друга.

«Москвичи» поставили вопрос ребром: если движение «Талибан» не откажется от тесного сотрудничества с чеченскими сепаратистами, венцом которой стало дипломатическое признание масхадовского правительства и открытие в Кабуле его посольства, то Кандагару не стоит рассчитывать даже на мало-мальское сближение с Россией. Когда главный талибский дипломат в ответ стал уверять, что слухи об афганском «тренинге» чеченских боевиков «несколько преувеличены», российские генералы вынули из планшетов «оперативные разработки» на этот счет. Мулла Мутавакиль отказался от дальнейшей дискуссии на щекотливую тему, выходящую за рамки его компетенции, и пообещал довести претензии Москвы до своего верховного начальства. В случае удовлетворения российских претензий шеф талибской дипломатии предлагает Москве смягчить позицию по вопросу о признании кандагарского режима и не допустить ужесточения санкций ООН против «Талибана». Однако, по нашим сведениям, за полтора месяца, прошедшие после ашхабадского «контакта», Россия не получила каких-либо обнадеживающих сигналов от руководства движения и потому, как представляется, считает, что у нее «развязаны руки» по отношению к талибам. Во всяком случае к 17 октября, когда в Москву для участия во втором заседании совместной российско-американской комиссии по противодействию международному терроризму прибудет представительная делегация из Вашингтона во главе с заместителем госсекретаря США Томасом Пикерингом (российским сопредседателем комиссии является первый замминистра иностранных дел, бывший глава СВР Вячеслав Трубников), ужесточение антиталибских санкций уже может стать реальностью, и комиссия начнет разрабатывать конкретные совместные действия по их реализации.

Кроме того, 13 сентября в Нью-Йорке состоится очередное заседание ооновской группы по Афганистану, «6+2» (шесть соседей этой страны плюс Россия и США) на уровне замминистров иностранных дел. Ничего приятного для талибов по результатам «групповой» дискуссии ожидать не приходится, в том числе и в отношении их претензий занять афганское «кресло» в ООН.

Лоббировать эти претензии в Нью-Йорке будет замминистра иностранных дел администрации талибов мулла Захед, которому американцы выдали тем не менее гостевую визу: Вашингтон верен практике не закрывать полностью «двери» для своих потенциальных «клиентов».

Что же касается афганских «клиентов», с которыми пытается заигрывать Москва, то приходится только удивляться ее выбору. В то время как искушенные российские дипломаты, работающие на этом направлении, уже давно познали цену такому «видному деятелю», как генерал Абдул-Рашид Дустум, новые российские силовики, сосредоточенные в структурах Совета безопасности, пытаются вновь реанимировать эту, казалось, уже канувшую в «афганскую Лету» фигуру. В отличие от Ахмад Шаха Масуда, которого даже недруги уважают за его длительную борьбу с иноземцами, Дустум успел предать за последние десять с лишним лет всех, с кем ему приходилось вступать в союз, от узбеков и таджиков до пуштун и русских. Мало кто помнит (или знает), что именно Дустум, которого Москва сегодня вооружает и вбрасывает в игру против талибов, в пору их возникновения на афганской сцене помогал им деньгами и оружием в расчете на то, что они помогут ему «свалить» правительство Раббани и Масуда в Кабуле.

Сколько же можно наступать на одни и те же грабли, потакая бывшему «коммунисту», «моджахеду» и даже просто «своему в доску парню»?..

Аркадий ДУБНОВ