N°65
12 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  25.02.2003
«Похождения» Стравинского в Большом
Дмитрий Черняков поставил в Большом театре английскую оперу Стравинского

версия для печати
Не отличаясь принципиальностью в художественной политике, последние два года Большой театр выдает продукцию самого разного качества. По инерции сбиваясь на протоптанный путь «большого стиля» («Хованщина», «Снегурочка»), труппа однажды преодолела славное прошлое, показав по-европейски роскошную «Турандот». От Дмитрия Чернякова, лауреата прошлогодней «Золотой маски», два месяца готовившего на новой сцене «Похождения повесы», ожидали профессионального спектакля. Говорить о большем побаивались. Больно сложным казался опус Стравинского, над которым ломали голову самые изощренные мастера режиссерского театра. Ломали -- и были вынуждены, признав интеллектуальное превосходство композитора, добротно «иллюстрировать» нотный текст.

В «Похождениях» Стравинский жонглирует приемами, почерпнутыми из многовековой истории оперы, облекая свой опус в одеяния моцартовской «веселой драмы», но искусно вплетая в неоклассический сюжет барочные и романтические мотивы (от Монтеверди до Чайковского). Неожиданные стилистические аллюзии абсолютно умышленны -- Стравинский возводит театральную условность в абсолют, сочиняя как бы серьезную оперу и в то же время играя с ее канонами. Условен сюжет, вдохновленный серией гравюр Уильяма Хогарта и мастерски реализованный в либретто Уильяма Одена. В истории о молодом провинциале, приехавшем в Лондон за красивой жизнью, взявшем в слуги дьявола и окончившем дни в доме умалишенных, мерещатся образы средневекового моралите и фаустовские мотивы. Распутать клубок сюжетных нитей Одена, суметь прочитать все подтексты и уловить все намеки Стравинского, при этом успев сказать что-то свое -- вещь почти невозможная. Тем более у нас, где «Похождения повесы» не имеют сценической традиции.

Дмитрий Черняков, впрочем, не стал бы опираться на традицию, даже если бы она исчислялась десятками постановок, -- исторический контекст его интересует в меньшей степени, чем сюжет, который, пожалуй, никто еще не воспринимал серьезно, без скидок на богатую генеалогию и постмодернистские игры. Сцена за сценой Червяков увлеченно рассказывает абсолютно серьезную историю, где повеса, поддающийся всем соблазнам мира, выступает скорее не главным, а второстепенным героем. Героиней предстает брошенная им возлюбленная Энн, символ бескорыстия и жертвенности. Вспоминая предыдущую постановку Чернякова «Сказание о невидимом граде Китеже», мгновенно опознаешь в Энн образ другой бескорыстной страдалицы -- девы Февронии. Тема, столь близкая режиссеру, ныне обретает более реалистичный оттенок, чуждый символике Римского-Корсакова. Зримо и незримо Энн следует за повесой Томом по лондонской «ярмарке тщеславия» (Лондон как раз условен -- это «мегаполис вообще» с неоновыми вывесками и борделями), оставаясь его ангелом-хранителем, а в критический момент спасая возлюбленного от слуги-дьявола, готового завладеть его душой. Впрочем, душу эту она спасти уже не в силах -- душевную пустоту заполняет не воскресшая любовь, а безумие. Грустный финал в сумасшедшем доме, реминисценция первой идиллической любовной сцены на натуре -- не строгое нравоучение, как у Хогарта, и даже не иронично-грустная пасторальная иллюзия, как у Стравинского. Это лишь последние такты пусто прожитой человеческой жизни, которые не просветляет ни дуэт Энн и Тома (воображающего себя Адонисом, а свою возлюбленную -- Венерой), ни сам факт существования немеркнущей любви. Поэтому столь условен и необязателен эпилог Стравинского, в котором все герои, без париков и костюмов, доносят до зрителя заключительную мораль о вреде распутства. В реальности, к сожалению, никакой морали вывести нельзя. Вероятно, поэтому «осерьезненный» сюжет «Похождений повесы» впервые оказался интереснее, чем его историческая рамка и пышный театральный антураж.

Выступив режиссером и сценографом, Черняков не смог полностью проконтролировать музыкальную составляющую спектакля. Выстроенной режиссерской концепции дирижер Александр Титов противопоставил только добротное освоение музыкального текста: аккуратное соответствие оркестра и певцов трудно назвать достижением. Вокалисты, воющие с английским языком, на котором петь оказалось безумно неудобно, пока не радуют музыкальными откровениями. Исключение -- Елена Вознесенская, что со сложной ролью Энн справляется почти безупречно, тем самым воплощая режиссерскую концепцию. А Виталию Панфилову (Том), Сергею Москалькову (Ник Шэдоу) и другим певцам еще надо освоиться в непростой стилистике Стравинского. Тогда спектакль сможет претендовать на титул самой интересной московской оперной постановки последнего десятилетия.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.04.2002
Музей архитектуры на политкорректность плевать хотел
Открывшаяся вчера в МУАР выставка «АкрополiУ» стала мощнейшим идеологическим посланием. Кто хочет безмятежного созерцания и сосредоточенной медитации, пусть лучше на нее не ходит. В первом же зале зритель оказывается в эпицентре информационного тайфуна. Эпиграфом выставки становится не пленительный стишок про прозрачные прожилки мрамора Парфенона и голубое небо Афин. Не надейтесь. Эпиграфом становится обвинительный приговор европейской цивилизации вообще и англичанину лорду Элджину лично. Начиная с 1801 года этот достопочтенный лорд, будучи послом в Константинополе, при попустительстве турецких властей в течение десяти лет выпиливал и выламывал из Парфенона и других храмов Акрополя наиболее ценные фрагменты. 90 скульптур он увез в Англию и продал. Организаторы выставки прямо обращаются к руководителям Британского музея, куда попали трофеи лорда Элджина: «Верните краденое! В 2004 году в Афинах состоятся Олимпийские игры. У вас, сыны туманного Альбиона, есть прекрасная возможность восстановить Парфенон и реабилитировать себя перед человечеством»... >>
  • //  12.04.2002
Ровно год назад, 12 апреля, в День космонавтики, было объявлено о смене руководства Государственных музеев Московского Кремля. Увольнение директора не стало неожиданностью -- глухие отзвуки подковерной борьбы волновали музейное сообщество более года. Но отстранение от власти Ирины Родимцевой сопровождалось, что редко для музейных нравов, публичным обсуждением. Родимцевой инкриминировали помимо финансовых нарушений использование служебного положения: ее сын руководил коммерческой фирмой, непосредственно связанной с музеем. История с увольнением настолько затянулась, что принятое наконец решение показалось внезапным. Но еще большим сюрпризом стало имя нового директора Музеев Кремля. На важнейший в музейной иерархии пост была назначена старшая дочь Юрия Гагарина Елена ГАГАРИНА -- дотоле скромный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Об итогах первого года работы на столь непростой должности новый директор Музеев Кремля рассказала нашему корреспонденту Фаине БАЛАХОВСКОЙ... >>
  • //  12.04.2002
«Кинотавр» в этом году пройдет в тринадцатый раз
Тринадцатый фестиваль «Кинотавр» будет идти тринадцать дней, покажет тринадцать конкурсных фильмов и закончится тринадцатого июня вручением золотых роз, жемчужин и статуэток девушек с приятными параметрами и без названия. Поиграть с чертовой дюжиной Марку Рудинштейну показалось забавным, и его не пугает дурная слава этого числа, тем более что «Кинотавр» уже так устойчив, что суевериям не сбить его с курса. Курс этот, впрочем, не совсем прям. Отклонения наблюдаются обычно в сторону поиска большей популярности и расширения нецелевой аудитории. Как правило, кончаются такие эксперименты плохо: кино неминуемо отодвигается в сторону чередой капустников, громогласных концертов, тусовок, танцев, вечеров юмора и прочих развлечений... >>
  • //  12.04.2002
В Москву приехал великий немецкий артист Мартин Вуттке
Впервые Мартин Вуттке приезжал в Россию несколько лет назад. На сцене Театра имени Моссовета он играл «Карьеру Артуро Уи» в постановке возглавлявшего в то время «Берлинер Ансамбль» немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Мы все поразевали рты. Уж что-что, а традиция брехтовского театра казалась навсегда оставшейся в своем времени. И вот --на тебе. Словно окунувшись в чудодейственный котел с молоком, она предстала перед нами как новенькая. Особенно поразил сам Вуттке. По отношению к этому человеку можно без преувеличения употреблять слово «гений». Его лицедейские способности безграничны, а психофизические возможности уникальны. Он умеет делать из своего голоса и тела все, что пожелает сам или пожелают окружающие. На сей раз он сделал из них Антонена Арто... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика