N°13 25 января 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
По обе стороны экрана
Общим местом всех публикаций о судьбе четвертого и шестого телеканалов является утверждение, что российская власть решила изгнать из руководства вещавших на этих частотах компаний таких медиамагнатов, как Гусинский и Березовский.
Сначала активно обсуждалось, за что их изгоняют, за какие грехи. Общий итог дискуссии -- за смертный грех гордыни. Слишком много о себе понимали... Сейчас с большим интересом дискутируется другой вопрос: что же дальше, что делать с телевидением после «равноудаления» бывших олигархов. Действительно, с какой целью проведена вся эта «спецоперация»? В принципе может существовать три варианта ответа. Первый: с целью передать каналы иным магнатам, более любезным властям сегодня. Этой версии первоначально придерживался Владимир Гусинский в своих заявлениях. Вскоре выяснилось, что этим путем власти не пошли. Второй: установить непосредственный государственный контроль за вещанием. В той или иной форме огосударствить телекомпании и поручить чиновникам следить за правоверностью содержания передач. Этот вариант сегодня большинством признается несомненно установленным фактом. Так говорит Борис Березовский, и с ним по сути согласны почти все многочисленные комментаторы. При этом второй вариант исхода операции оценивается как гораздо худший, чем даже первый. Все действующие лица -- журналисты прямо говорят о том, что частный владелец СМИ -- единственный залог плюрализма в сфере вещательной политики. Различия интересов частных владельцев признаются единственной основой и причиной существования различий в содержании новостных программ и политических комментариев. То есть наличие частных (и при этом принадлежащих разным владельцам) СМИ -- гарантия свободы слова. Наш собственный опыт последних десяти лет при этом просто игнорируется. Ведь г-н Березовский жестко определял еще несколько лет назад политику вещания ОРТ, не будучи при этом его контролирующим владельцем (больше 50% акций -- в руках государства) или хотя бы реальным финансовым спонсором канала. С другой стороны, «ЛУКОЙЛ-Гарант» -- это и есть частный владелец СМИ. И что, это им (т.е. СМИ) помогло? Третий вариант ответа на вопрос, зачем освобождают четвертый и шестой каналы телевидения от влияния телемагнатов, может быть сформулирован так: чтобы обеспечить на них, как и на всех остальных общенациональных каналах, такое телевизионное вещание, которое гарантировало бы зрителю многообразие информации, представление многообразия точек зрения по всему реально существующему в России политическому спектру и отсечение экстремистских крайностей с их истерикой, призывам к насильственным действиям, неподчинению закону. Позиция «над схваткой» для СМИ должна быть обязательной не только в политике, но и при подаче информации о противоречиях в бизнесе. Информация должна быть правдивой -- в такую цель действий государственной власти в России не готов поверить почти никто. Это признается фантазией и прекраснодушием. Я отношу себя к этому оптимистично настроенному прекраснодушному меньшинству. Выполнение этих требований и высоких стандартов работы возможно и необходимо добиваться от СМИ при любом владельце. Опыт государственных телеканалов в Италии, Франции, Великобритании показывает, что механизмы таких гарантий свободы слова существуют. Система общественных советов с четко, до деталей прописанными полномочиями и процедурами работы при государственных телеканалах оказывается достаточно эффективной. Они не только проводят в жизнь кадровую политику, но и защищают тот самый творческий коллектив, который наедине с единственным владельцем, пусть даже частным, остается абсолютно во власти собственника. Вспомним судьбу прежней команды ТВ-6 после прихода туда команды из НТВ. Есть маленькое «но». Во всех европейских странах такие методы обеспечения свободы слова работают при условии, что и сами власти, и журналисты, и зрители уже давно впитали в себя безусловное уважение к определенному набору демократических ценностей. Существует национальный консенсус по поводу базисных правил жизни. В политике и в бизнесе. В быту и в образовании. Консенсус не неподвижен, сегодня в нем появилось много нового -- экологические ценности, расовая терпимость, феминизм. Но личная свобода и частная собственность, наряду с патриотизмом, в национальном консенсусе присутствуют многие десятилетия, точнее говоря с окончания второй мировой войны. В США такой же механизм свободы слова и выражения мнения в рамках национального согласия существует и без государственного вмешательства, и без государственных СМИ. На мой взгляд, широкая поддержка населением президентства Владимира Путина дает ясный сигнал, что российский народ принял существующие правила игры. Люди хотят в существующих рамках демократии решать спокойно свои собственные жизненные проблемы. Эпоха великих потрясений 80--90-х годов миновала. Телевидение как инструмент преобразования общества либо как инструмент борьбы с революцией -- все это ушло в прошлое. Героическая эпоха прошла, с ней уходят и ее мифологические фигуры. В том числе и с экранов телевидения. Кому-то это новое время покажется скучным, но большинство воспринимает его с облегчением. Однако долгосрочным такой консенсус в России будет только в том случае, если дорого оплаченные положительные результаты, приобретенные в эпоху революции, будут четко обеспечиваться и в будничной обстановке. К их числу относится весь блок гражданских свобод и прав. Люди ценят возможность свободно ездить за границу, свободно получать образование, свободно покупать жилье, свободно заниматься бизнесом, свободно критиковать власти, ругать их в свое удовольствие, как это делают все нормальные люди во всем мире. Это уже неотъемлемая часть национального согласия. За обеспечение этих прав российские граждане уже начали платить государству свои деньги в виде налогов. Власть обеспечивает людям свободу и безопасность, граждане платят ей за эти услуги. Если государственная власть в России хочет чувствовать себя устойчивой, стабильно опираться на широкое согласие населения, жить по существующим правилам, то такой власти не обойтись без плюрализма в СМИ, на телевидении прежде всего. Я думаю, что сегодняшний демократический вектор политики российских властей нет основания ставить под сомнение. Беспокойство вызывает скорее отсутствие технологии, ясности в достижении демократических целей. Чем мы действительно должны быть обеспокоены и чего надо требовать от президента Путина, так это законодательного (и долгосрочного) закрепления ясной системы управления телевидением, частным и государственным. Такого управления, которое обеспечило бы механизм поддержания свободы слова вне зависимости от личных амбиций и качеств людей как во власти, так и у рычагов управления телекомпаниями, по ту и по эту сторону экрана.
Конец вещания ТВ-6 подвел черту под целой эпохой российского телевидения, которое можно назвать «олигархическое телевидение». Рождение этого феномена датируется по-разному: некоторые считают, что все началось в 1993 году, когда группа молодых тележурналистов во главе с Олегом Добродеевым и Евгением Киселевым пришла к предпринимателю Владимиру Гусинскому и убедила его создать частную телекомпанию, ставшую потом телекомпанией НТВ. По другой версии, рождение «олигархического телевидения» датируется созданием в начале 1995 года Общественного российского телевидения, к которому ощутимо приложил руку Борис Березовский. Третья версия, не отрицая первые две, утверждает вместе с тем, что рождение именно «олигархического телевидения» пришлось на середину 1997 года, когда ОРТ и НТВ трясли правительство как грушу, а высокопоставленные государственные чиновники с содроганием ожидали программ Сергея Доренко и Евгения Киселева... >>
Своей оценкой нынешних отношений между властью и СМИ с корреспондентом газеты «Время новостей» Максимом БАЛУТЕНКО поделилась вице-президент «Медиасоюза» Елена ЗЕЛИНСКАЯ... >>
Общим местом всех публикаций о судьбе четвертого и шестого телеканалов является утверждение, что российская власть решила изгнать из руководства вещавших на этих частотах компаний таких медиамагнатов, как Гусинский и Березовский... >>
После прекращения вещания телеканала ТВ-6 государство окончательно вернуло себе ведущее положение на телевизионном рынке. Глава ВГТРК Олег Добродеев заявил вчера Интерфаксу, что российская версия телеканала «Евроньюс» и ВГТРК не будут принимать участия в конкурсе за «шестую кнопку» поскольку «государство сейчас располагает достаточным количеством общефедеральных телевизионных каналов». Теперь весь вопрос в том, сможет ли государство обеспечить своим каналам должный уровень финансирования, чтобы те смогли поддерживать хотя бы прежний уровень телевидения. О том, как обстоят дела на телеканале «Культура» и насколько удается решить финансовые вопросы, корреспонденту газеты «Время новостей» Максиму БАЛУТЕНКО рассказывает генеральный директор телерадиокомпании «Культура» Александр ПОНОМАРЕВ... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|